Эпитафия интересные факты что из себя представляет

Эпитафия — это итог жизни :

Эпитафия – это надпись на могильной плите. Слово это имеет греческое происхождение и сначала относилось к надгробной речи (эпи – «над», тафос – «могила»). Такие надписи стали делать из уважения к умершему и в назидание потомкам.

Воля ушедшего

Некоторые известные люди, желая избежать участи почившего кумира, распоряжались, какую эпитафию запечатлеть на своей могиле.

К сожалению, оставшиеся жить не всегда соблюдают волю умершего. Но на могиле Архимеда все же установили вписанный в цилиндр шар, как он и хотел.

И в Вестминстерском аббатстве на могиле У. Шекспира именно те слова, которые он завещал.

У могилы Салтыкова-Щедрина невольно останавливаешься и читаешь обращение к прохожему.

Часто эпитафией становятся девизы или кредо жизни человека. Бывает, слова одного из персонажей писателя помещают на могильной плите его создателя.

Признание величия

Эпитафия – это не всегда отражение личности ушедшего. Часто это дань его заслуге перед человечеством. Такие надписи сопровождают могилы борца за независимость США Бенджамина Франклина, ученого Николая Коперника, известного художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.

На могиле Артура Конан Дойля читаем: «Верен как сталь, прям как клинок».

Горечь расставания

Эпитафия – это выражение скорби, когда безутешные близкие оплакивают смерть дорогого им человека.

Нина Грибоедова, ставшая вдовой в 16 лет после полугодового счастливого брака, выразила всю боль в словах эпитафии. Признав огромное значение для России достижений своего мужа, она задала вопрос о любви – насколько сильной, настолько и короткой. Надев траур, и не снимая его до смерти, она явила пример женской верности подобно Кончитте Аргуэльо, оставшейся верной графу Николаю Резанову.

У Джека Лондона очень простая могила, на ней обычный камень, поросший мхом. Надпись на нем: «Сей камень отвергли строители».

В самом деле, во время строительства Дома волка на ферме Джека Лондона этот красный камень сочли слишком большим. Позже именно он послужил надгробием на месте, которое писатель выбрал сам. Символична надпись – сейчас музей Джека Лондона закрыт, его не понимают в Америке. И, тем не менее, по его книгам воспитывалось не одно поколение российской молодежи.

Современные эпитафии в стихах

Когда уходит из жизни известный человек, на памятнике нередко появляется стихотворная надпись. Обычно это четверостишие. Иногда это строфы известного поэта. В Париже, на могиле поэта В. Багрицкого, запечатлены стихи Марины Цветаевой.

Горе людей непубличных бывает не менее велико. Эпитафия — это выражение чувств друзей и родных, краткая история жизни или характеристика усопшего.

  • Был этот мир к тебе жесток. Жду встречи я с тобой, сынок.
  • Любили и любим. Скучаем, скорбим. Мы счастливы были с тобою одним.
  • Свободы искавшему, веком хулимому, безвременно павшему сыну любимому.
  • Ты мудростью своею поражал и многих ты в несчастье поддержал. Теперь в тиши тенистой отдохни, а мы навек останемся одни.
  • Не довелось семью создать, но для чужих детей ты стала доброй матерью, уча жить для людей.
  • Любил ты истину во всем, и по твоим стопам по жизни прямо мы пойдем, как ты пошел бы сам.
  • Легко прожить жизнь подлецу и нелегко жить мудрецу. Ты в жизни выбрал трудный путь. Поспи, о горестях забудь.
  • Во цвете сорванные розы живут не много ярких дней. Лежит здесь юность, счастья грезы и вся любовь души моей.

Уход человека из мира живых сопровождается надписью на гранитной плите. Это эпитафия. Примеры выражения любви и скорби принимают подчас высокохудожественные формы. Сколько их можно найти на обычных кладбищах по всему свету!

Однажды такая надпись спасла жизнь Стефану Цвейгу. Одна пословица гласит: «Когда ты счастлив – иди на кладбище, когда несчастен – иди на кладбище». Чтобы ощутить связь с человечеством, свое место в истории и современности, иногда и правда бывает полезно почитать эпитафии.

Источник: https://www.syl.ru/article/286028/new_epitafiya—eto-itog-jizni

25 самых необычных эпитафий

Короткий текст, который гравируется на могильном памятнике или надгробии в память об усопшем называется эпитафией.

Трудно представить, что нечто настолько мрачное может быть забавным по форме или содержанию, но есть люди, чувство юмора которых не умирает вместе с ними.

Большинство эпитафий посвящаются семье погибшего, его профессиональным или другим важным достижениям в жизни, часто с выражением любви и уважения, но бывают надгробные надписи намного более необычные, интересные и креативные.

«Вот и всё, ребята!»

Мел Банк не расстался с образами из мультфильмов даже после смерти

Американский актёр озвучки Мел Бланк, работавший в студии Warner Bros. и подаривший голоса Багзу Банни, Даффи Даку, Поросёнку Порки, Фогхорну Легхорну, Спиди Гонсалесу и многим другим персонажам мультфильмов, выбрал в качестве эпитафии знаменитую фразу «That´s all folks» («Вот и всё, ребята!»), звучавшую в конце каждой серии мультсериала.

Ну я же вам говорил!

Мрачная шутка некого Уильяма Ханы

«Я же говорил, что болен» – эпитафия Уильяма Хана, похороненного на Принстонском кладбище в штате Нью-Джерси. Хан заказал эту забавную надпись за неделю до смерти.

У каждого свои недостатки

На могильной плите режиссёра фильма «В джазе только девушки» обыгрывается знаменитая реплика из этой картины

Билли Уайлдер, американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, художник и журналист родом из Австрии, положил в основу своей эпитафии смешной диалог из легендарного фильма «В джазе только девушки» 1959 года: «Я писатель, но у каждого свои недостатки».

Смерть от поцелуев

Джордж погиб в тот день, когда ему исполнилось пятнадцать

Эпитафия Джорджа Спенсера Миллета на кладбище Вудлон в Нью-Йорке в странности не уступает обстоятельствам смерти несчастного подростка. «Погиб, упав и напоровшись на скребок для чернил, когда убегал от шести девушек, пытавшихся поцеловать его в честь дня рождения в офисе Метлайф-Билдинг».

Последняя шутка

Даже при выборе эпитафии звезда «Голого пистолета» не смог удержаться от шутки в своём стиле

Эпитафия Лесли Нильсена, популярного канадского и американского комедийного актёра, появившегося более чем в 100 фильмах и 150 телепередачах. Его последняя шутка: «Не держи в себе».

На страже очевидности

По всей видимости, Доктор Картер, как и полагается настоящему учёному, обладал железной логикой

Любопытная эпитафия «Пока он жил, он был живым» на кладбище Южного университета в городе Севани, штат Тенесси.

Непобедимый оптимизм

Некий Мёрфи Дреер утверждает, что в загробной жизни есть свои плюсы

Некоторые люди остаются оптимистами даже после смерти. Как, например, Мёрфи Дреер-младший. Надпись на его надгробии: «Это не так уж плохо, когда привыкнешь».

Не ешьте клейстер

Могила человека, который не знал о токсичности клейстера

«Неизвестный, умер от поедания клейстера». Эту странную эпитафию можно увидеть на кладбище города Голдфилда в штате Невада. Употребление клейстера в больших количествах действительно может привести к смерти, поскольку он содержит ядовитые алюминиевые квасцы.

Прощальная записка

Мерв Гриффин был автором шоу «Jeopardy!» (российский аналог — «Своя игра») и «Колесо Фортуны» («Поле Чудес»)

Американский телеведущий, музыкант, певец, актёр и медиа-магнат Мерв Гриффин, похороненный в Лос-Анжделесе, выбрал в качестве эпитафии фразу «Я не вернусь после этого сообщения».

Кулинарная эпитафия

Эпитафия некой Кей дополнена рецептом, по всей видимости, одного из её любимых блюд — фаджа (молочного ириса)

Фотографию этой необычной мраморной плиты прислал в журнал Family Tree Дэн Конвери из города Модесто в Калифорнии, и она была опубликована в июньском выпуске 2006 года.

«Рецепт фаджа от Кей»

2 дольки шоколада и 2 столовые ложки сливочного масла растопить на медленном огне. Добавить, помешивая, 1 чашку молока. Довести до кипения.

Добавить 3 чашки сахара, 1 столовую ложку ванилина и щепотку соли. Варить до состояния мягкого шарика (консистенция, при которой капля смеси превращается в мягкий шарик в холодной воде — прим.

переводчика). Выложить на мраморную доску. Остудить, отбить и есть». 

Ниже: «Куда бы она ни пошла, она приносит с собой веселье».

Верность убеждениям

Видимо, Билл Кагл был образцовым демократом

Источник: https://extremal.mirtesen.ru/blog/43720116381/prev

25 самых необычных эпитафий

Короткий текст, который гравируется на могильном памятнике или надгробии в память об усопшем называется эпитафией. Трудно представить, что нечто настолько мрачное может быть забавным по форме или содержанию, но бывают надгробные надписи намного более креативные.

«Вот и всё, ребята!»
Мел Банк не расстался с образами из мультфильмов даже после смерти Американский актёр озвучки Мел Бланк, работавший в студии Warner Bros. и подаривший голоса Багзу Банни, Даффи Даку, Поросёнку Порки, Фогхорну Легхорну, Спиди Гонсалесу и многим другим персонажам мультфильмов, выбрал в качестве эпитафии знаменитую фразу «That´s all folks» («Вот и всё, ребята!»), звучавшую в конце каждой серии мультсериала.

Ну я же вам говорил!

Мрачная шутка некого Уильяма Ханы «Я же говорил, что болен» – эпитафия Уильяма Хана, похороненного на Принстонском кладбище в штате Нью-Джерси. Хан заказал эту забавную надпись за неделю до смерти.

У каждого свои недостатки

На могильной плите режиссёра фильма «В джазе только девушки» обыгрывается знаменитая реплика из этой картины Билли Уайлдер, американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, художник и журналист родом из Австрии, положил в основу своей эпитафии смешной диалог из легендарного фильма «В джазе только девушки» 1959 года: «Я писатель, но у каждого свои недостатки».

Смерть от поцелуев

Джордж погиб в тот день, когда ему исполнилось пятнадцать Эпитафия Джорджа Спенсера Миллета на кладбище Вудлон в Нью-Йорке в странности не уступает обстоятельствам смерти несчастного подростка. «Погиб, упав и напоровшись на скребок для чернил, когда убегал от шести девушек, пытавшихся поцеловать его в честь дня рождения в офисе Метлайф-Билдинг».

Последняя шутка

Даже при выборе эпитафии звезда «Голого пистолета» не смог удержаться от шутки в своём стиле Эпитафия Лесли Нильсена, популярного канадского и американского комедийного актёра, появившегося более чем в 100 фильмах и 150 телепередачах. Его последняя шутка: «Не держи в себе».

На страже очевидности

По всей видимости, Доктор Картер, как и полагается настоящему учёному, обладал железной логикой Любопытная эпитафия «Пока он жил, он был живым» на кладбище Южного университета в городе Севани, штат Тенесси.

Непобедимый оптимизм

Некий Мёрфи Дреер утверждает, что в загробной жизни есть свои плюсы Некоторые люди остаются оптимистами даже после смерти. Как, например, Мёрфи Дреер-младший. Надпись на его надгробии: «Это не так уж плохо, когда привыкнешь».

Не ешьте клейстер

Могила человека, который не знал о токсичности клейстера «Неизвестный, умер от поедания клейстера». Эту странную эпитафию можно увидеть на кладбище города Голдфилда в штате Невада. Употребление клейстера в больших количествах действительно может привести к смерти, поскольку он содержит ядовитые алюминиевые квасцы.

Прощальная записка

Мерв Гриффин был автором шоу «Jeopardy!» (российский аналог — «Своя игра») и «Колесо Фортуны» («Поле Чудес») Американский телеведущий, музыкант, певец, актёр и медиа-магнат Мерв Гриффин, похороненный в Лос-Анжделесе, выбрал в качестве эпитафии фразу «Я не вернусь после этого сообщения».


Кулинарная эпитафия

Эпитафия некой Кей дополнена рецептом, по всей видимости, одного из её любимых блюд — фаджа (молочного ириса) Фотографию этой необычной мраморной плиты прислал в журнал Family Tree Дэн Конвери из города Модесто в Калифорнии, и она была опубликована в июньском выпуске 2006 года.

«Рецепт фаджа от Кей»

2 дольки шоколада и 2 столовые ложки сливочного масла растопить на медленном огне. Добавить, помешивая, 1 чашку молока. Довести до кипения. Добавить 3 чашки сахара, 1 столовую ложку ванилина и щепотку соли. Варить до состояния мягкого шарика (консистенция, при которой капля смеси превращается в мягкий шарик в холодной воде — прим. переводчика). Выложить на мраморную доску. Остудить, отбить и есть». Ниже: «Куда бы она ни пошла, она приносит с собой веселье».

Верность убеждениям

Видимо, Билл Кагл был образцовым демократом

Источник: http://interesno.cc/article/1668/25-samyh-neobychnyh-ehpitafijj

Эпитафия из Помпей прояснила скандальные моменты истории — Вокруг Света

Раскопки монументальной гробницы в Помпеях.

Суббота, 12 августа 2017

Надпись на надгробном памятнике в древнеримском городе признана самой длинной в мире.

Итальянские археологи, ведущие раскопки и реставрационные работы в Помпеях, представили новую находку: монументальное мраморное надгробие с эпитафией. Надгробная надпись  состоит из семи строк разной высоты, длина каждой строки около 4 метров. Эта надпись стала самой длинной в истории.

Гробница была обнаружена на участке Сан Паолино, недалеко от Стабианских ворот – одного из входов на территорию древнего города. Генеральный директор археологического комплекса Помпей, Массимо Осанна, назвал это открытие «самым значительным за последние десятилетия».

Эпитафия не содержит имени погребенного, однако изложенные в надписи факты позволили предположить, что гробница принадлежит Гнею Аллею Нигидию Маю — богатому торговцу, прославившемуся  как спонсор и организатор гладиаторских игр и боев с дикими животными в городском амфитеатре.

В надписи перечисляются все основные события жизни покойного, в том числе неоднократно упоминаются гладиаторские бои. Это помогло ученым сделать несколько открытий.

«В надгробной надписи говорится, что в играх приняли участие 416 гладиаторов. Эта цифра намного превосходит все наши предыдущие предположения: мы считали, что в амфитеатре Помпей сражались от силы 60. Все были уверены, что игры с участием сотен гладиаторов мог себе позволить только Рим. Мы впервые узнали, что это не так. Должно быть, невероятное было зрелище!», — сообщил Массимо Осанна.

Кроме того, находка прояснила некоторые моменты известного скандального  события, связанного с гладиаторскими боями.

 «Благодаря описанию жизненного пути покойного мы узнали много важных деталей помпейской истории, среди которых – знаменитый эпизод, описанный Тацитом, имевший место в Помпеях в 59 году: в амфитеатре во время выступления гладиаторов началась потасовка, которая переросла в вооруженные столкновения на улицах города», — рассказал Массимо Осанна.

Инцидент привлек внимание императора Нерона. По итогам расследования император, как написал Тацит,  «воспретил общине помпейцев на десять лет устройство этого рода сборищ и распустил созданные ими вопреки законам товарищества». Главный устроитель игр, бывший римский сенатор Ливиней Регул, а также все, кого признали виновными в подстрекательстве к беспорядкам, были отправлены в ссылку.

Изучение уникальной эпитафии помогло ученым выяснить новую деталь, которой не было у Тацита: оказывается, в ссылку были отправлены и некоторые городские магистраты (чиновники), не принимавшие участие в организации потасовки — за то, что не смогли обеспечить порядок в городе.

Таким образом 22-летний Нерон, позже прославившийся как один из худших римских императоров и прототип Антихриста из Откровения Иоанна Богослова, предстает суровым, но разумным правителем – расправа над участниками событий в свете новых открытий выглядит не как месть, а справедливое наказание.

Читайте также:  Благоустройство и оформление могил - важные моменты

Исследователи также предположили, что хозяин гробницы Гней Аллей Нигидий Май погиб во время бунта гладиаторов 59 года. Ранее считалось, что он умер в 78-м, за год до извержения Везувия, погубившего Помпеи.

По материалам Vesti.ru

Источник: https://vokrugsveta.ua/interesting/epitafiya-iz-pompej-proyasnila-skandalnye-momenty-istorii-12-08-2017

Эпитафии знаменитых писателей

Говорят, однажды, молодой и никому еще неизвестный, Стефан Цвейг задумал покончить с собой. Был он таким застенчивым, что не желая никому создавать проблем, осуществить задуманное решил на местном кладбище в полночь.

Присев на единственную скамейку и тяжело вздохнув, он вдруг увидел эпитафию на ближайшей могиле с ангелом: «Ты устал идти, прохожий. Отдохни немного и иди дальше.

Твой долгий путь неизменно закончится здесь, но не торопи время! Иди и будь счастливым, пока ты еще жив…» Разумеется, пораскинув мозгами, юноша передумал прощаться с жизнью.

Слова на могильных камнях — не редкость, и чаще представляют собой немудренное: «Любим. Помним». Но на могилах некоторых писателей можно найти действительно интересные эпитафии.

Оскар Уайльд: And alien tears will fill for him/ Pity’s long broken urn,/ For his mourners will be outcast men,/ And outcasts always mourn. (И чaшa скорби и тоски Полнa слезaми тех, Кто изгнaн обществом людей, Кто знaл позор и грех — пер. Н. Воронель «Баллада Реддинской тюрьмы»)
Кладбище Пер Лашез, Париж

Чарльз Буковски: Не пытайся
Эпитафией послужила фраза из письма писателя Джону Уильяму Коррингтону: «Они спрашивают меня: ‘Что вы делаете? Как вы пишите, творите?’ У вас не получится, отвечаю я. Даже не пытайтесь.

Это очень важно: ‘не пытаться’, и при сборке Кадиллака, и творя и желая получить бессмертие. Ты ждешь, и, если ничего не происходит, ждешь еще. Это словно муха высоко на стене. Ты ждешь, когда она подползет к тебе. И когда она оказывается достаточно близко, ты хлопаешь и убиваешь ее.

Иначе, даже не пытайся»
Мемориальный Парк Гри Хиллс, Лос-Анджелес, Калифорния

Лорд Джордж Гордон Байрон: Но нечто есть во мне, что не умрет, Чего ни смерть, ни времени полет, Ни клевета врагов не уничтожит, Что в эхе многократном оживет (пер. В. Левика «Поломничество Чайлд Гарольда»)
Кладбище церкви Святой Марии Магдалены, Хакнэлл Торкард, Ноттингхэмшир, Англия

Сэр Артур Конан Дойл: Истинная сталь, Прямой клинок
Кладбище Нью Форрест, Хэмпшир, Англия

Джонатан Свифт: (с латыни) Здесь покоится тело Джонатана Свифта, профессора Святой Теологии и настоятеля этого собора. Его сердце больше не терзает ожесточенное негодование. Иди, путник, и, если сможешь, попробуй стать таким же поборником свободы!
Кафедральный собор Святого Патрика, Дублин, Ирландия

Френсис Скотт Фитцджеральд: Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое. (пер. Е. Калашникова «Великий Гэтсби»)
Кладбище Рокуэлл, Мэриленд, США

Роберт Фрост: had a lover’s quarrel with the world. (Я с миром пребывал в любовной ссоре — пер. Г.

Кружков «Сегодняшний урок»)
Полный текст последнего четверостишья:
Я помню твой завет: Memento mori,
И если бы понадобилось вскоре
Снабдить надгробной надписью мой прах,
Вот эта надпись в нескольких словах:
Я с миром пребывал в любовной ссоре.
Кладбище Бэннигтон, Вермонт, США

Джон Китс: В этой могиле покоится все, что было смертного в Молодом Английском Поэте, который на смертном одре, в горечи своего сердца, от злобных происков врагов, пожелал, чтобы слова на его могильном камне гласили: «Здесь лежит тот, чье имя написано на воде»
Последней волей Китса действительно было быть похороненным под белым камнем без указания имени и дат жизни, с одной лишь надписью «Here lies One whose name was writ in water», что и исполнили его друзья — Джозеф Северн и Чарльз Армитейдж Браун.
Протестантское кладбище, Рим, Италия

Говард Филлипс Лавкрафт: Я есть промысел Божий
Кладбище Суэн Пойнт, Провиденс, США

Уильям Шекспир: Good friend, for Jesus’ sake forbear / To dig the dust enclosed here. / Blest be the man that spares these stones / And curst be he that moves my bones.

(Друг, ради Господа, не рой останков, взятых сей землей; Нетронувший блажен в веках, И проклят — тронувший мой прах – пер. А.

Величанского)
Согласно биографам Шекспира, он испытывал панический страх перед эксгумацией, поэтому и написал эту эпитафию, которую завещал выгравировать на своей могиле. Что и было сделано.
Вестминстерское аббатство, Лондон

Роберт Льюис Стивенсон: К широкому небу лицом ввечеру / Положите меня, и я умру, / Я радостно жил и легко умру /  И вам завещаю одно — / Написать на моей плите гробовой: / Моряк из морей вернулся домой, / Охотник с гор вернулся домой, /  Он там, куда шел давно.  (пер. А. Сергеева «Реквием»)
Кладбище Маунт Ваэа, Уполу, Самоа

Вирджиния Вульф: Смерть этот враг. Непобежденный, непокоренный, на тебя я кинусь, о Смерть! Волны разбились о берег. (из книги «Волны»)
Кладбище Родмэлл, Сассекс, Англия

Александр Грибоедов: Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя! (Эпитафия Нины Чавчавадзе на могиле мужа)
Монастырь Давида, Мтацминда, Тбилиси, Грузия

Никос Казантзакис (автор скандального «Последнего искушения Христа): Я ни на что не надеюсь. Я ничего не боюсь. Я свободен (Δεν ελπίζω τίποτα. Δε φοβάμαι τίποτα. Είμαι ελεύθερος)
Пантеон в Ираклионе, Греция

Джек Лондон: Сей камень отвергли строители
Национальный Парк Джека Лондона, Сонома, США

Эдгар Аллан По: Каркнул Ворон «Никогда» (из поэмы «Ворон»)
Мемориальное Кладбище, Балтимор, США

Читать так же:
— Последние слова великих людей

Источник: http://excitermag.net/epitafii-znamenityih-pisateley.html

Самые интересные и курьезные эпитафии

Слово над могилой

Эпитафия — надпись на надгробном памятнике, последнее слово, которое говорят о покойнике его друзья и потомки, или же он сам себе предусмотрительно сочиняет перед смертью.

В переводе с греческого языка «эпитафия» — «над могилой». Так в Древней Греции первоначально называлась надгробная речь, произносимая соратниками покойного.

Позже это название перешло на памятную надпись, высекаемую на могильной плите.

Не только древним грекам пришла мысль о том, что память умерших надо увековечить. На некоторых древнейших египетских могилах имеются иероглифы, расшифровав которые египтологи смогли прочесть о достоинствах и недостатках погребенных.

На древних иудейских могилах так же имеются своеобразные эпитафии: «Этот камень я поставил в память уважаемого покойного Елиакима. Да даст ему Бог покой в Эдеме между другими святыми земли. Аминь. Аминь».

Или такой портрет, в скупых строках которого можно прочесть очень многое: «Этот памятник я поставил над святейшей, чистейшей, добродетельной и нравственной Ревеккой, дочерью святого раввина, левита Самуила, о которой все хорошо отзывались.

Умерла она 8 декабря 135 года. Да покоится ее душа в Эдемском саду».

Здесь лежит Суворов

В России искусство эпитафии долгое время не было известно. Крест над могилой — вот и все, что оставалось от человека после смерти. Лишь после XVII века появилась традиция ставить на могиле тяжелое надгробие с памятной надписью. И эти надписи часто отличались оригинальностью и глубокомыслием.

На могиле Абрама Ганнибала, знаменитого «арапа Петра Великого» и прадеде Пушкина написано: «Зной Африки родил, хлад кровь его покоил, России он служил — путь к вечности устроил».

Эпитафии для простых русских людей порой весьма познавательны и красноречивы: «Здесь лежит, любезные мои дети, мать ваша, которая на память вам оставила последнее сие завещание: живите дружелюбно, притом помните и то, что Ириной звали ее, в супружестве была за петербургским купцом Василием Крапивиным 19 лет, 10 месяцев и 16 дней; к несказанной моей и вашей печали, разлучилась с вами, оставя мир с вами и благословение».

 Самой лаконичной является эпитафия полководца Суворова. На его могиле бронзовая доска с простой надписью: «Здесь лежит Суворов». По некоторым версиям, ее придумал для себя сам Суворов, по другим — великий поэт Державин.

Согласно легендам, незадолго до смерти графа Державин пришел проведать старого друга. Суворов спросил поэта — какую бы эпитафию тот  сочинил ему на могилу. И Державин ответил: «Слов много не нужно. Здесь лежит Суворов — и все».

«Помилуй Бог, как хорошо», — воскликнул граф, и эта эпитафия действительно появилась на его могиле.

Приблизил звезды

Весьма познавательными являются эпитафии, высеченные на надгробных   памятниках знаменитым ученым. В этих скупых строках порой умещается все величие умершего гения.   «Остановивший солнце — двинувший землю» — такова эпитафия Николая Коперника. 

 «Приблизил звезды» — написано на надгробии Иосифа Фраунгофера, создавшего оптические  инструменты для наблюдения звезд.

Знаменитому картографу Меркатору высекли следующую эпитафию:

«Кто бы ни был ты, прохожий, не бойся что этот небольшой ком земли давит, как груз, на погребенного Меркатора; ибо вся земля не бремя для человека, который подобно Атласу, нес на своих  плечах всю ее тяжесть».

Эпитафия великого Ньютона гласит: «Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана»…

На могиле математика Лейбница всего два слова, которые говорят так много —  «Гению Лейбница».

Иногда вместо эпитафии на могиле высечена суть открытия того или иного ученого. Архимед завещал сделать на своем надгробии шар и описанный вокруг него цилиндр, дабы напомнить потомкам свой знаменитый закон: объем  шара составляет 2/3 от объема описанного вокруг него цилиндра.

 Физик Николай Умов, описавший, как переносится энергия в электромагнитном поле, попросил, чтобы после его смерти на надгробии была высечена формула потока энергии. А на надгробии знаменитого математика Иоганна Бернулли   начерчена логарифмическая спираль.

Иоганн Кеплер, автор законов небесной механики, перед смертью написал сам себе эпитафию: «Однажды я измерил небо — теперь я измеряю тень Земли. Дух также остался небесам —  призрачное тело погрузилось вниз».

 Ампер, один из создателей учения об электричестве,  попросил начертать на его могильном памятнике горькую фразу: «Наконец счастлив». А его коллега Майкл Фарадей вообще запретил писать какие-либо слова на надгробной плите — он хотел быть похороненным как все простые люди.

Самым необычным было завещание ученого Яноша Бойаи, одного из создателей неэвклидовой геометрии:  «Над моей могилою не нужно ставить никакого памятника.

Только посадить яблоню в память о трех   яблоках: двух —  Евы и Париса, которые превратили Землю в ад, и яблоке Ньютона, который вновь вознес Землю до круга небесных тел». Но завещание его так и не было выполнено.

Умер он в полной нищете и был похоронен в общей могиле.     

Рекламное обьявление

Есть особая группа эпитафий, которые, несмотря на то, что читаются они в столь мрачном месте как кладбище, вызывают смех.

На одной старинной французской могиле написано: «Здесь спит моя супруга. Ах, какой и ей покой, и мне покой!»

В английском городе Лидс на могиле местного богача высечена такая надпись: «Он возлегает в гробу из кипарисового дерева и развлекает самых изысканных червей».

Там же, в Англии, в городке Фолькстоне покоится некая Ребекка Боггес, про которую на ее могиле сказано следующее: «В этом доме не платят налогов на печные трубы, Стоит ли удивляться, что старая Ребекка не смогла устоять против такого жилища».

Один французский ростовщик удостоился такой эпитафии: «Страшнее всех мук ада для него то, что ты читаешь эту эпитафию на его могиле бесплатно».

Надпись на могиле знаменитого английского разбойника Дика Терпина гласит: «Да простит ему Господь часть его прегрешений за те многие тысячи туристов, которые он привлекает в наш город».

Американским духом предприимчивости веет от следующей эпитафии: «Здесь лежит Эстер Райт, которую Бог призвал к себе. Ее безутешный супруг Томас Райт, лучший каменотес Америки, собственноручно выполнил эту надпись и готов сделать то же самое для вас за 250 долларов».

Не менее завлекательно звучит и следующая рекламная эпитафия: «Здесь погребен мистер Джеральд Бэйтс, чья безутешная вдова Энн Бэйтс проживает по Элмстрит, 7,  и в свои 24 года обладает всем, что только можно требовать от идеальной жены»…

Источник: http://www.chronoton.ru/mir/epitafii

Эпитафии. История появления и предназначение

Эпитафия – это памятная надпись, которая размещается на надгробном памятнике. С её помощью люди утратившие родных и близких людей выражают дань памяти и подчеркивают важность ушедшего в мир иной близкого человека. Надгробные надписи эпитафии могут состоять из одной или пары строк, либо же вмещать в себя целую стихотворную поэму.

История возникновения эпитафий

Первые исторические упоминания об эпитафиях датируются временами существования древнеегипетской цивилизации.  Памятные надписи наносили на саркофаги фараонов. Встречались эпитафии и на местах захоронений древних китайских и японских высокопоставленных чиновников.

Само слово «эпитафия» является греческим и дословно переводится как «эпи» — над и «тафос» — могила. Так греки именовали прощальную похоронную речь, в которой перечислялись все достоинства умершего человека и упоминались все свершённые им благие дела.

Первоначально греческие эпитафии были стихотворными и произносились над могилами воинов павших в боях. Чуть позже эпитафии стала использовать и греческая знать.

Наиболее значимые, красивые и торжественные фразы, произнесённые в похоронной речи стали увековечивать, выбивая их на надгробных плитах усопших.

Позже эта традиция распространилась по всему миру, а наиболее глубокие и душевные фразы тех далёких времён по-прежнему используются и в наши дни.

Первые упоминания использования эпитафий в древнеславянской культуре датировано XIV веком. До этого на могилы усопших горизонтально укладывали каменные плиты, не имеющие каких-либо надписей или рисунков.

После распространения христианства, надгробия стали активно украшать библейскими строками. Нередко эпитафии выражали положительные черты характера умершего человека.

Предназначение эпитафий

Эпитафии предназначены для нанесения на надгробные памятники в частности на памятники Запорожья. Нанесённые на могильный камень слова позволяют пронести память о близких людях сквозь века и сберечь её для потомков.

Читайте также:  Вывести сирень на кладбище своими руками: методы и средства.

Эпитафия всегда ограничивается свободным пространством на надгробной плите, поэтому она должна быть краткой и в то же время содержать в себе душевную глубину.

Она должна передавать эмоции и чувства близких людей параллельно подводя итоги пройденного жизненного пути усопшего человека.

Многие памятники Запорожья украшают различные эпитафии, чётко создавая и отображая образы некогда существовавших людей. В наше время в качестве эпитафии часто можно встретить отрывки из библии, философские пословицы на латыни, слова известных поэтов, композиторов и музыкантов, а также фразы, оставленные близкими покойных людей.

Как правильно подбирать эпитафии  

Несмотря на то, что в наше время выбор эпитафий практически безграничен, условно их выбор всё же можно разделить на две категории. Форменные и эпитафии адресованные конкретной личности.

Форменные подразумевают нанесение стихов, отрывков из песен, крылатых фраз или любимых фраз которые ушедшие люди любили говорить при жизни.

Адресованные эпитафии отображают авторские пожелания от конкретного человека, например усопшей жене от мужа, матери от сына и т.д.

Очень важно подобрать правильные слова. Надгробные надписи эпитафии не должны отображать различного рода суицидальные надписи, оскорбительные выражения или вызывать отвращение. Слова, выгравированные на могильном камне должны служить памятью самых светлых моментов в жизни ушедших в иной мир людей.

Запорожская компания «Монумент» поможет вам почтить память близких людей и осуществит высококачественное нанесение на памятник подготовленных вами эпитафий. Для получения более подробной информации и оформления заказа обращайтесь по телефонам указанным на сайте в разделе «контакты».

Источник: http://www.xn--80aqahigl0a0j.zp.ua/epitafii-istoriya-poyavleniya-i-prednaznachenie/

Эпитафии и кладбищенская философия | Арт-словарь

«Если однажды ты почувствуешь себя самым счастливым человеком на свете – сходи на кладбище. А когда почувствуешь себя самым несчастным – сходи туда снова» Старая французская пословица. Это изображение женщины, лежащей на камне, изначально не было надгробной плитой. Это – не что иное, как скульптурный портрет жены архитектора Питера Шиппергейна.

Он создал эту скульптуру, вдохновлённый красотой своей супруги, но через некоторое время продал его своему покровителю – Лоуренсу Мэтисону – после долгих и страстных уговоров. Что там было у Лоуренса с женой Питера – история умалчивает.

Однако, как только Мэтисон вскоре скончался, его вдова тут же заказала для своего благоверного надгробную плиту в форме этой самой скульптуры и буквально накрыла Лоуренса Мэтисона телом красавицы. Свой поступок она никак не прокомментировала, да это и не нужно. Некоторые женщины умеют говорить молча.

Именно так – молча – говорят с нами и те, кого уже давно нет на этом свете.

Эпитафии, высеченные на их могилах – это последнее, что могли бы сказать эти люди. «Heus tu, viator lasse, qui me praetereis. Veni hoc et queiesce pusilu. Cum diu ambulareis, tamen hoc veniundum est tibi. Bene vive, propera…»(«Эй, прохожий, ты, видно, устал идти. Отдохни здесь немного. Путь твой еще долог, хоть и закончится здесь.

Ступай и будь счастлив, пока ты живой…») – эти слова на надгробном памятнике в виде крылатой девушки однажды заставили задуматься и спасли жизнь будущего австрийского писателя Стефана Цвейга, когда он решил застрелиться на ближайшем кладбище.

Само слово эпитафия состоит из двух греческих: «эпи» – «над» и «тафос» – «могила». Так в Древней Греции первоначально называлась надгробная речь, а позже – надгробная надпись.

Однако, если искать самые красивые и мудрые изречения на могилах, то отправляться нужно не в Грецию, а в Японию: «Поздно прикрывать теплым одеялом могильный камень», «Умереть не трудно, трудно жить», «Дурные дела для вечности – пыль, хорошие дела – тоже пыль. Но как ты хочешь, чтобы о тебе вспоминали?». «Пока жива была, ты не ценил меня, мой милый. Как умерла – то, хоть цени, хоть не цени, мне все равно, мой милый…»


Что ж.. давайте ещё походим меж могил, посмотрим на наиболее интересные памятники и надписи на них.

«Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана». На надгробном камне великого математика Лейбница – всего два слова: «Гению Лейбница».

«Он вырвал у неба молнию, а затем у тиранов скипетры» – вырезано на бюсте Бенджамену Франклину, американскому философу, борцу за свободу, естествоиспытателю, изобретателю громоотвода и кресла-качалки.

«Остановивший солнце – двинувший землю» – написано на постаменте памятника Николаю Копернику, что стоит в городе Торуни.

«Наконец счастлив» – эту короткую фразу, совсем не относящуюся ни к науке, ни к своим заслугам перед ней, просил поместить на его могиле один из творцов учения об электричестве – Ампер. Надпись на могиле Андрея Тарковского на Русском кладбище Сент Женевьев де Буа в Париже: «Человеку, который увидел ангела».

На памятнике легендарному московскому врачу Федору Гаазу высечен его знаменитый девиз: «Спешите делать добро!» Еще одна знаменитая эпитафия начертана на могиле Александра Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя» (Александру Грибоедову – Нина Грибоедова. Тбилиси.) Одна из самых блестящих эпитафий украшает могилу английского писателя Оскара Уайльда: «Все мы сидим в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звезды».

А вот отрывки из эпитафий, которые вызовут скорее улыбку, чем глубокие мысли: «Спи спокойно, дорогой муж, кандидат экономических наук». «Дорогому мужу – от дорогой жены». «От жены и Мосэнерго». «(Такая-то), купеческая дочь.

Прожила на свете восемьдесят два года, шесть месяцев и четыре дня без перерыва». Надпись на одесском кладбище: «Брату Моне от сестер и братьев – на добрую память».

На кладбище в Иерусалиме: «Я вас любил, и вы меня любили, спасибо вам, что вы меня похоронили».

Эпитафии с санкт-петербургских кладбищ: «Здесь покоится девица Анна Львовна Жеребец. Плачь, несчастная сестрица, горько слезы лей, отец. Ты ж, девица Анна Львовна, спи в могиле хладнокровно». «Я лишь отдохнуть прилег. А доктор сразу: – Умер? В морг!».

«Он никогда не отдавал никаких долгов, кроме долгов природе». (Эпитафия на могиле мота. Кладбище Пер Лашез.) «Здесь лежит Эстер Райт, которую Бог призвал к себе.

Ее безутешный супруг Томас Райт, лучший каменотес Америки, собственноручно выполнил эту надпись и готов сделать то же самое для вас за 250 долларов». (Эпитафия на могиле Эстер Райт в американском городе Миннеаполисе.

) «Здесь погребен мистер Джеральд Бэйтс, чья безутешная вдова Энн Бэйтс проживает по Элмстрит 7 и в свои 24 года обладает всем, что только можно требовать от идеальной жены». (Эпитафия на могиле Дж. Бэйтса в г. Чарльстоне, США).

Ну, и на десерт — небольшой юмористический рассказ Игоря Губермана о силе воздействия эпитафии на сознание человека:

«Моему приятелю было под тридцать, когда он женился. Обожал жену, и внешне счастье их казалось полным и безоблачным. Но через год развелся. Я причин не знал и не расспрашивал, мы были не настолько близкими людьми.

Женился снова. Мы как раз в этот период стали более дружны. И как-то он пришел ко мне прощаться: он решил уйти из жизни. И причину мне, конечно, рассказал (сейчас она понятна станет).

Выслушав его, я закурил и медленно ответил вот что:

– Смотри, в твою судьбу я вмешиваться не имею права. Ты решил – твои дела. Но я по-дружески хочу предупредить: я испохаблю, я вульгаризирую и скомпрометирую твой героический уход какой-нибудь пакостной эпитафией. Так что решай.

И к вечеру я эпитафию ему уже принес:

Деньгами, славой и могуществом пренебрегал сей прах и тлен,

Из недвижимого имущества имел покойник только член.

Приятель мой и злился, и смеялся, пару раз нехорошо меня обозвал, но явно задумался. А я ушел, я долг свой выполнил. А дальше главное случилось: он поправился! И все в семье у него стало хорошо. А что причиною тому – мистическая сила эпитафии, понятно каждому, кто разумеет…»

Источник: http://DotArt.info/ru/articles/epitafii-i-kladbischenskaja-filosofija

Что такое эпитафия? Виды эпитафий

В переводе с греческого эпитафии – это надпись на надгробье, придумываемое в случае кончины человека. Надгробные надписи могут быть как в форме стихотворных изречений, так и элементарные слова скорби.

Эпитафии, которые пишутся на траурных памятниках зачастую коротенькие, но несут глубочайший философский смысл.

Траурные надписи показывают доброе отношение к умершему, характеристику его важнейших житейских качеств, изречения или слова что вещал сам усопший о себе при жизни или какие намеревался оставить у себя на монументе.

В основном эпитафии это последние слова, оставленные родственниками и близкими людьми провожая в последний путь усопшего, учитывая эмоции, которые они переживают.

Особое отношение к дорогому и близкому человеку, который ушел из бытия, Вы можете выразить в интересно оформленном монументе, сформулировав свои чувства в краткой памятной надписи, адресованной покойному.

Ритуальный дом «Траур» предлагает на выбор эпитафии, которые наши работники могут написать на монументе или же Вы можете дать собственный текст. Эпитафия производится с помощью бронзировки букв или гравировкой.

Эпитафии маме

Чтобы верно подобрать надпись на надгробье маме необходимо проглядеть сборник эпитафий посвящённых самому дорогому и близкому человеку в жизни каждого.

Наше похоронное бюро предлагает ознакомиться с наилучшими версиями данных маленьких творений, среди них, Вы можете найти те самые строки, через какие сможете выразить ваши эмоции и воскресить ясный образ матери.

Эпитафии на надгробье мамы могут быть выполнены специальным шрифтом, который будет дополнять всю картину монумента.

  • Перед твоею целомудренностью колени преклоню, Любовь и боль, вину и скорбь слезами оболью.
  • Тепло души твоей осталось вместе с Нами…
  • Оставив жизнь, ты все еще живешь, Ты, в наших помыслах, мечтах.
  • К твоей преждевременной могиле, наша тропинка не зарастет. Родной твой образок, образ милый твой, всегда сюда нас приведет.
  • Ты ушла из жизни слишком рано, Нашу боль не выкажут слова, Почивай, родная, дорогая ты наша боль и рана, Но память о тебе века жива…

Эпитафии отцу

Надгробная надпись отцу, считается одной из самых непродолжительных творений. Они умещают самые ясные чувства и вещают намного больше об Ваших эмоциях, нежели долговязые изречения. В нашем разделе Вы можете подобрать самые трогательные и глубокие эпитафии, какие пробуждают лишь светлые чувства, напоминая, как близок и добросердечен был покойный.

  • Ты ушел из жизни, а из сердца — нет.
  • Тому, кто ценен был при жизни, От тех, кто любит и тужит.
  • Покинув Нас, все еще живешь ты в наших помыслах, мечтах. Судьбой дарованного не испытаешь. Мы помним о тебе и в радостях и в грусти.
  • Не погиб он и не помер. Он ушёл и где-то близко…
  • Достойно жил, уныние не в счёт, В памяти остались уважение и почёт.
  • Отец! Ты ушёл, и нет тебе возврата, Но житьё твоё напрасно не прошло… Тем тяжелей наша утрата.

Эпитафии родителям

Незамысловатое, легкое произведение такого рода встречается крайне редко. Ведь нужно передать так много в отношение тех, кого мы так любили их при жизни и любим после смерти. Эпитафия родителям на общем памятнике может быть представлена в различных стилях, для воссоздания наилучших черт характера.

  • Вся жизнь его/её прошла в трудах неутомимо
  • Поучение принятия своей смерти — последний дар родителей.
  • Вы не ушли, хоть верны земле. Вы вечно живы в памяти любимых!
  • Большая благодарность детей и внуков и тепло воспоминаний!
  • Родник жизни, веры и любви для любящих потомков.

Эпитафии детям

  • Смерть близкого человека – это самая большая боль, которую ощущает человек. Когда погибают детки, то родители теряют частичку себя, навсегда лишаются родной кровинки. В эпитафии деткам выражается глубокая боль и видны материнские слезы, сами слова выражают скорбь.
  • Твой лик я вижу в каждой колыбели, И знаю я, что ты бережёшь меня.
  • О милое дитя, мое родное. О бедное, прости меня! Душа моя сгорела в том огне, Что нёсся смерчем смертным по стране.
  • О, сколько душ, тебя любивших, О, сколько родственных сердец — Сердец, твоею жизнью живших, Твой преждевременный поразит конец!

Траурные надписи необходимо заказывать исключительно у настоящих мастеров, которые помогут красиво и верно оформить место погребения и расположить все художественные элементы в композиции.  

Идеи и примеры эпитафий: http://epitafii.ru/

Источник: http://traur.com.ua/informatsiya/chto-takoe-epitafiya-vidy-epitafij.html

Проза ~ ЭПИТАФИИ. От Античности до наших дней. Исторический очерк (Виктор Аннинский)

© Виктор Аннинский, 2010/2012/2013/2014

Издание четвёртое, исправленное и дополненное.

Эпитафии. От Античности до наших дней

Исторический очерк

«Дни нашей жизни сочтены не нами…»

Шекспир

Оглавление:

1. Античные греческие эпитафии

2. Предсмертные стихотворения самураев

3. Средние века, Возрождение

4. Эпитафии знаменитым россиянам

5. Несостоявшиеся эпитафии

6. Эпитафии знаменитым иностранцам

7. Курьезные и несуразные эпитафии

8. Эпитафии парижских кладбищ

9. Эпитафии японских кладбищ

10. Никто не забыт, ничто не забыто

11. Популярные российские эпитафии

12. Memento mori

Родоначальником жанра эпитафии считается Симонид Кегосский (556 — 467 гг. до н. э.), который воспел победу греков, павших в битве с персами при Саламине. (Остров в Эгейского море (Греция). Во время греко-персидских войн вблизи о. Саламин в 480 г. до н. э. греческие моряки наголову разгромили персидский флот. — Из Энциклопедии Кирилла и Мефодия.)

Сам же термин происходит от греч. epitaphios — надгробный, и имеет два значения:

1. Стихотворение, написанное по поводу чьей-либо смерти.

2. Надгробная надпись.

Вот типичный образец лирики Симонида, посвященный коринфянам:

«Странник, мы жили когда-то в обильном водою Коринфе,

Ныне же нас Саламин, остров Аянта, хранит;

Здесь победили мы персов, мидян и суда финикийцев

И от неволи спасли земли Эллады святой».

1. Античные греческие эпитафии

 Этим надгробным надписям более двух тысяч лет:

«Баттова сына могилу проходишь ты, путник. Умел он

Песни слагать, а подчас и за вином не скучать».

***

«Вот что, прохожий, тебе говорит сиракузянин Ортон:

Читайте также:  Как правильно поминать усопших на троицкую родительскую субботу

«Если ты пьян, никогда в бурю и в темь не ходи.

Выпала эта мне доля. И я не на родине милой —

Здесь я покоюсь теперь, землю чужую обняв».

***

«Лежит здесь Гиппонакт, слагавший нам песни.

К холму его не подходи, коль ты дурен.

Но если ты правдив да из семьи честной,

Тогда смелей садись и, коль устал, спи тут».

Крайне необычна была эпитафия на могиле Архимеда (ок. 287 — 212 гг. до н. э.) На мраморной плите был высечен шар, вписанный в цилиндр, а также приведены авторские доказательства о точном соотношении объемов тех фигур.

Удивительная судьба выпала и самому Архимеду. Поразительно, но факт: на его долю выпало слишком много научных открытий и изобретений мирового значения.

Настолько много, что до нашего времени дошли не только его открытия и изобретения, но и связанные с ними исторические легенды.

Согласно одной из них, когда он открыл основной закон гидростатики, то выскочил из ванны и голым носился по улице с криком «Эврика!» (Эврика, от греч. heureka — я нашел! — Прим. авт.)

Кроме всего прочего, гениальный грек является автором многих полезнейших изобретений, таких как архимедов винт (водяной насос), механизмы для поднятия тяжестей, военные метательные машины…

Приписывают ему и весьма спорные, если не сказать — совершенно невероятные изобретения. Например, его современники сообщают, что хитроумный грек (в Сиракузах он был чем-то вроде главного специалиста по инженерным оборонительным сооружениям. — Прим. авт.) спалил римский флот, направив на него отраженный солнечный свет от множества зеркал.

Своими военными изобретениями он настолько достал римскую армию и флот, которым два года (!) не давал захватить его родной город Сиракузы, что по легионам был отдан приказ: «Сохранить Архимеду жизнь! Его военные изобретения сделают доблестные римские легионы непобедимыми…» (Однако это не помогло, и при штурме города римские солдаты случайно убили его в неразберихе сражения. — Прим. авт.)

Почему Архимед еще при жизни распорядился высечь на своей могиле изображения шара и цилиндра и снабдить их авторским доказательством своих расчетов — не совсем понятно: в его активе есть гораздо более значимые открытия. Но такова была его воля…

2. Предсмертные стихотворения самураев

 Что касается стихотворений, написанных по поводу собственной смерти, то такая традиция существует у японских самураев издревле: в случае добровольного ухода из жизни они оставляли посмертное стихотворение (дзисей).

Вот дошедшие до нас из глубины веков их предсмертные строки, некоторым из которых более десяти веков:

«Всё прекрасно, как сон.

Сон придёт и уйдёт.

Наша жизнь — сон во сне…»

/Обата Акира/

***

«Взойдёт ли солнце,

Останется ль в небе луна,

Ах, уже всё равно».

/Масамунэ Акира/

***

«Под порывом весеннего ветра

Цветы опадают.

Я ещё легче

С жизнью прощаюсь.

И всё ж, почему?»

/Наганори Асано/

***

«Речная вода

Последними звуками

Сильнее журчит».

/Аримару/

***

«Уже не цветет —

Забыл свое имя

Цветок травяной».

/Асэй/

***

«Земля и металл

Жизнь мою оборвали,

А время все там же».

/Ацудзин/

***

«Слива опала,

А в глазах моих небо

Лунным оскалом».

/Байко/

***

«Я к людям иду.

Мне с людьми все труднее.

Осенняя тьма».

/Того/

***

«Не одинок я —

Ведь у смерти под небом

Со мною кукушка».

/Фуфу/

***

«Подобно бумажному змею,

Рвётся душа

На ветру».

/Дзёрю/

Однако эти традиции сохранились и поныне. Вот, например, посмертное хайку молодого пилота-камикадзе, погибшего в феврале 1945 года:

«Нам бы только упасть,

Подобно лепесткам вишни весной, —

Столь же чистыми и сияющими!»

(Хокку или хайку — жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. — Из Энциклопедии Кирилла и Мефодия.)

Масафуми Орима, один из первых камикадзе Японии, оставил нам такие строки:

«И упадём мы,

И обратимся в пепел,

Не успев расцвести,

Подобно цветам

Чёрной сакуры».

(См. также исторический очерк «Камикадзе — боги без земных желаний». — Прим. авт.)

А вот и предсмертное стихотворение вице-адмирала Ониси Такидзиро:

«Омыта и ясна,

Теперь луна сияет.

Гнев бури миновал.

Теперь все сделано,

И я могу уснуть

На миллионы лет».

Следует пояснить, что Ониси Такидзиро еще при жизни удостоился прозвища: «Отец камикадзе», так как именно он создал в составе Императорского Военно-морского флота подразделения пилотов-смертников. (См. также исторический очерк «Адмирал Ониси, окаянный самурай императора Хирохито». — Прим. авт.)

3. Средние века, Возрождение

 В церкви Санта Кроче, Флоренция, гробницу Данте Алигьери (1265 — 1321), гениального автора «Божественной комедии», украшает достаточно пространная эпитафия:

«Государевы права, небеса, воды Флегетонта, я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя, здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери».

В действительности же, тела Данте там нет, и никогда не было. С этим надгробием связана удивительная история: попав в немилость к тогдашним правителям Флоренции — семейству Медичи, Данте был изгнан из города и жил в Равенне, на севере Италии. Там же он и умер.

Два века спустя папа Лев X приказал вернуть останки великого поэта во Флоренцию… Однако равеннские монахи наотрез отказались возвращать его прах, и с этой целью так хорошо спрятали его останки, что сами потом не могли их найти несколько столетий.

И только во второй половине XIX века останки Данте обнаружили, да и то совершенно случайно. Таким образом, у Данте Алигьери оказалось три могилы: та, которую потеряли, пустая — в Равенне, и великолепное надгробие работы самого Микеланджело, во Флоренции.

Прах же решено было больше не тревожить и оставить в Равенне.

Еще более невероятной оказалась история с эпитафией Тамерлану (Тимуру), похороненного в усыпальнице Гур-Эмир в Самарканде. (Тамерлан (1336 — 1405), полководец, эмир, создатель государства со столицей в Самарканде.

Разгромил Золотую Орду. Совершал завоевательные походы в Иран, Закавказье, Индию, М. Азию и др., сопровождавшиеся разорением многих городов, уничтожением и уводом в плен населения. — Из Энциклопедии Кирилла и Мефодия.

)

Вот что еще шесть веков назад было начертано на могиле великого завоевателя:

«Если б я был жив, весь мир трепетал бы…»

Но не только из-за грозного предостережения не осмеливались тревожить дух жестокого завоевателя. Была и другая причина. Согласно древнему преданию, те, кто нарушат покой его праха, разбудят демонов войны, что, в свою очередь, приведет к невиданно кровопролитной, ужасающей войне и неисчислимым бедствиям для людей.

Поэтому даже враги обходили стороной мавзолей великого Хромого. (Тимур, вследствие тяжелого ранения в ногу, получил прозвание хромой Тимур (Аксак Тимур — по-тюркски, Тимур-лонг — по-персидски), отсюда его другое историческое имя — Тамерлан. — Из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.)

И тем не менее, нашлись беспримерно отчаянные, если не сказать — безрассудные люди, которые проигнорировали предостережение грозного владыки, дошедшего до нас в виде легенды. А именно: под руководством российского антрополога М.М. Герасимова, 20 июня 1941 г. захоронение было вскрыто.

Непостижимо, но факт: именно 20 июня 1941 г. Адольфом Гитлером был отдан приказ армиям Вермахта, стоявших у наших западных границ, о полной боевой готовности перед решительным броском на Восток.

Дальше сплошная мистика: два дня спустя начнется Великая Отечественная война — самая ожесточенная и кровопролитная в истории нашей страны. И это при всём притом, что дата нападения на СССР переносилась несколько раз…

Редкостный казус: благодаря научным методикам Герасимова, удалось восстановить достаточно реальные облики многих исторических лиц, таких как Тамерлан, Улугбек, Иван Грозный… Это с одной стороны. С другой же, — он пренебрег грозным предупреждением безжалостного завоевателя и оказался косвенно причастен к самой ужасной в нашей истории войне.

Однако в июне грозного 1941 года мистическая история с потревоженным прахом жестокого завоевателя не закончилась. Хуже того: она продолжала обрастать новыми легендами.

Вот одна из них. Один из военных кинооператоров, в своё время снимавший на плёнку вскрытие могилы Тамерлана, в октябре 1942 года добивается встречи с генералом армии Жуковым и рассказывает ему о страшном проклятии, которое постигнет осквернителей его могилы.

Жуков не только всерьёз воспринял поведанную ему мистическую историю, но и обещал доложить об этом Сталину. (Сталин был косвенно причастен к вскрытию могилы Тамерлана, так как та злокозненная экспедиция в Самарканде им и была санкционирована. — Прим. авт.

)

Сталин тоже ответственно отнесся к проклятию жестокого завоевателя и распорядился как можно скорее закончить все научные исследования и вернуть останки Тамерлана в его родовой мавзолей. Что и было исполнено 19 — 20 ноября 1942 г.

И снова мистика: штурмовые армии Вермахта, полностью разрушившие Сталинград, словно натолкнулись на какую-то невидимую преграду. Непостижимо, но факт: не смотря на их отчаянные попытки, они так и не смогли выйти к Волге, хотя на отдельных участках до нее оставалось всего лишь сотня метров.

Военная удача не просто отвернулась от Адольфа Гитлера, как это случилось под Москвой, — если бы… Отборные дивизии Вермахта потерпели настолько сокрушительное поражение, что следующее, оно же и последнее стратегическое наступление на Восточном фронте удалось начать лишь летом 1943 года, в районе Курской дуги.

Впрочем, с тем же самым результатом: величайшее в истории танковое сражение закончилось еще более сокрушительным поражением, а стратегическая инициатива окончательно переходит к Сталину… (Неизвестно, что по этому поводу думал Гитлер, однако доподлинно известно, что он весьма интересовался оккультными науками, и по этой причине снаряжал научные экспедиции в Индию — родину древних ариев. — Прим. авт.)

Крайне вызывающей и рекордно лаконичной эпитафии удостоился великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер — Леонардо да Винчи (1452 — 1519). В одной из флорентийских церквей на стене висит круглая мраморная плита, на которой вырезано всего лишь одно слово:

«Леонардо».

(1. Леонардо да Винчи умер и похоронен во Франции, но флорентийцы увековечили память великого земляка в одной из своих церквей. 2. Леонардо это личное имя. Привилегия обходиться без указания на свой род, то есть без фамилий, принадлежала и принадлежит монархам, а также главам национальных церквей. — Прим. авт.)

Лукреция Борджиа (1480 — 1519), дочь римского папы Александра VI и сестра кардинала Чезаре Борджиа, по утверждению современников, сожительствовала и со своим отцом, и со своим родным братом. На ее могильной плите высекли такие слова:

«Здесь покоится Лукреция Борджиа, дочь, жена и невестка папы Александра VI».

Рафаэля Санти (1483 — 1520), великого итальянского живописца и главного архитектора собора Святого Петра в Риме, за его заслуги перед Католической церковью хотели сделать… кардиналом. Этому помешала преждевременная смерть гениального художника, однако он удостоился очень лестной эпитафии:

«Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной. А после его смерти она боялась умереть».

На могиле Никколо Макиавелли (1469 — 1527), итальянского мыслителя, историка и писателя (автор знаменитой книги «Государь» считал, что для упрочения государства допустимы любые средства. — Прим. авт.) находится следующая надпись:

«Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени».

На постаменте памятника польскому астроному и создателю гелиоцентрической системы мира Николаю Копернику (1473 — 1543) высечена беспрецедентная, можно сказать, — «триумфальная» эпитафия. Мало того, что никто из смертных такой почести не удостаивался, так ее никто не удостоится даже тысячи лет спустя. Вот что там написано:

«Остановивший солнце — двинувший землю».

Эпитафия на могиле Игнатия Лойолы (1491 — 1556), католического святого, основателя и генерала Ордена иезуитов, содержит изрядную долю иронии:

«Тут лежит человек, который ушёл из этого мира, так и не узнав, зачем он в него пришёл».

(1. В сочинении «Духовные упражнения» (1548) Лойола изложил систему иезуитского образования, целью которого считал воспитание людей, абсолютно преданных католичеству. Во благо церкви Лойола допускал любые средства.

— Из Энциклопедии Кирилла и Мефодия. 2. Девизом Ордена иезуитов, отвечающему их морали, стал знаменитый афоризм брата Эскобара: «Цель оправдывает средства», который ошибочно приписывают Никколо Макиавелли. — Прим. авт.

)

Достойными примерами эпитафий своего времени являются строки великого Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564), талант которого проявился и в этой области искусства:

«Для Красоты, что здесь погребена

Безвременно, одно есть утешенье:

Жизнь принесла ей смертное забвенье,

А Смертью ныне жизнь возвращена».

***

«Смерть нанести не пожелала рану

Оружьем лет и преизбытком дней

Красе, что здесь почила, — дабы ей

Вернуться ввысь, не потерпев изъяну».

***

«Я словно б мертв, но миру в утешенье

Я тысячами душ живу в сердцах

Всех любящих, и, значит, я не прах,

И смертное меня не тронет тленье».

А вот эпитафия, которая была собственноручно начертана Микеланджело под большим рисунком, изображающим призрак смерти с гробом на плечах:

«Вы, ослепленные мирской тщетой,

Отдавшие ей разум, плоть и душу,

Всем встреча уготована со мной!»

Крайне необычна эпитафия, посредством которой жители вечного города признали вину Католической церкви в отношении Джордано Бруно (1548 — 1600).

Как известно, великий итальянский ученый, философ, поэт и сторонник учения Коперника был обвинен инквизицией в ереси и сожжен на костре.

Века спустя, в Риме, и на той самой площади Цветов, где его когда-то сожгли, воздвигли (1889) памятник. Надпись на нём гласит:

«Джордано Бруно. От столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер».

4. Эпитафии знаменитым россиянам

 По сравнению со средневековой Японией, а тем более — с Античностью, российская мода на эпитафии возникнет значительно позднее: в XVIII — XIXвеках. Появится в России и новая традиция: писать автоэпитафии. Правда, и в том, и в другом случае для этого нужно было иметь незаурядный талант:

«Прохожий! Обща всем живущим часть моя:

Что ты, и я то был; ты будешь то, что я».

Источник: https://www.litprichal.ru/work/211992/

Ссылка на основную публикацию