Весь ритуал православных похорон

Православный обряд погребения

Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую — как на время приготовления к жизни будущей, и на смерть — как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная.

Смерть — это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий. Верующие во Христа не хотят умереть с нераскаянными грехами, ибо в загробной жизни они станут тяжелым, мучительным бременем.

Из многих вопросов, которые можно себе задать, едва ли не самый важный — вопрос о том, как лучше приготовиться к смерти. К тяжело больному надо пригласить священника, который его исповедует и причастит, совершит над ним таинство соборования. В самый момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления.

Для умиротворения мятущейся души родные и близкие человека, уходящего из этого мира, могут сами прочитать над ним отходную — в Молитвослове это собрание песен-молитв называется .

Канон заканчивается молитвой от иерея (священника), глаголемой (читаемой) на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых. Эту молитву положено читать только священнику, поэтому, если канон читали миряне, — молитва опускается.

Трогательные обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином, — не просто торжественные церемонии, зачастую изобретаемые человеческим тщеславием и ничего не говорящие ни уму ни сердцу, а напротив того: они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на откровениях святой веры (то есть открыты, завещаны Самим Господом), известных еще до апостолов — учеников и последователей Иисуса Христа. Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни.

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших — для всех был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах.

Обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином имеют глубокий смысл и значение.

Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни.

День первый

Тело усопшего тотчас по смерти омывается. Омовение совершается в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Богом по воскресении умерших.

После омовения усопшего одевают в новые чистые одежды, которые указывают на новое одеяние нетления и бессмертия. Если перед смертью на человеке почему-либо не было нательного креста, то его обязательно надевают. Затем усопшего полагают в гроб, как ковчег для сохранения, которые перед тем кропят святой водой — снаружи и внутри. Под плечи и голову кладут подушку.

Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают крест, а на грудь кладут икону (обычно для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери).

Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа, распятого на кресте ради его спасения, и предал Христу свою душу, что вместе со святыми он переходит к вечному созерцанию — лицом к лицу — своего Творца, на Которого при жизни возлагал все упование. На лоб умершего кладут бумажный венчик.

Умерший христианин символически украшается венцом, как воин, одержавший победу на поле брани. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми одолевавшими его пагубными страстями, житейскими соблазнами и прочими искушениями уже кончились, теперь он ожидает за них награду в Царстве Небесном.

На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Богородицы и святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, со словами Трисвятого () — свой венец, который дается каждому по совершении подвига и соблюдении веры, усопший надеется получить по милосердию Триединого Бога и по ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня.

Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, как принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее святых таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами. В доме зажигается лампада (или свеча), которая горит до выноса тела покойного.

Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (одну у головы, другую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон) — в знак того, что умерший перешел в область незаходимого света, в лучшую загробную жизнь.

Нужно сделать все необходимое, чтобы лишнее не рассеивало скорби о почившем, не отвлекало внимания от молитвы о его душе. Однако не следует в угоду бытующим где-то суевериям класть в гроб хлеб, шапку, деньги и другие посторонние предметы — в гроб приличествует полагать только цветы.

Благоухание цветов — это фимиам Богу; цветы — кадильницы возносят ароматами хвалу Творцу, славят Его своими чистыми ликами. Они же напоминают нам об эдеме, о райском саде, являясь украшением природы — престола Божия.

Недаром святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что цветы — это остатки рая на земле.

Затем над телом умершего начинается чтение Псалтири — оно служит молитвой родных и близких о почившем, утешает скорбящих о нем и обращает их молитвы о помиловании его души к Богу.

Для удобства чтения Псалтири она разделена на двадцать больших разделов — кафизм (перед каждой кафизой трижды повторяется призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему»), а каждая кафизма делится на три «Славы» (после каждой «Славы» трижды читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!»).

По прочтении каждой «Славы» (то есть трижды во время чтения кафизмы) произносится особая молитва с указанием имени усопшего. Эта молитва начинается словами «Помяни, Господи Боже наш…» и находится в конце 'Доследования по исходе души от тела».

До погребения усопшего Псалтирь принято читать непрерывно, кроме времени, когда при гробе служатся панихиды.

По учению Православной Церкви, в то время как тело человека лежит бездыханным и мертвым, душа его проходит страшные мытарства — своего рода заставы на пути в иной мир. Для облегчения душе усопшего этого перехода и служатся панихиды, помимо чтения Псалтири.

Наряду с панихидами принято служить заупокойные литии, особенно за недостатком времени (лития заключает в себе последнюю часть панихиды). Панихида, в переводе с греческого, значит всеобщая. продолжительная молитва; лития — усиленное народное моление.

Во время панихиды и литии молящиеся стоят с зажженными свечами, а служащий священник — еще и с кадилом. Свечи в руках молящихся выражают любовь к усопшему и теплую молитву за него.

Совершая панихиду. Святая Церковь в своих молитвах сосредоточивает внимание на том, что души усопших, восходя на суд ко Господу в страхе и трепете, нуждаются в поддержке ближних. В слезах и воздыханиях, уповая на милосердие Божие, родные и близкие усопшего просят облегчить его участь.

День третий

Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, т.е. для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Для отпевания тело усопшего приносится в храм, хотя отпевание может совершаться и на дому.

Перед выносом тела из дома служится заупокойная лития, каждением вокруг умершего. в жертву Богу для умилостивления о почившем, в знак выражения его благочестивой жизни — жизни благоуханной, как святой.

Каждение означает, что душа умершего христианина, подобно кадильному фимиаму, возносящемуся вверх, восходит на Небо, к Божьему престолу.

Чинопоследование отпевания имеет не столько печальный, сколько трогательный и торжественный характер — здесь нет места гнетущей душу скорби и безнадежного отчаяния. Если родственники усопшего иногда (хотя и не обязательно) бывают одеты в траурные одежды, то облачение священника — всегда светлое. Как и во время панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечами.

Но если панихиды и литии служатся неоднократно, то отпевание совершается только один раз (даже если осуществляется перезахоронение). Поминальную кутью, со свечой посередине, ставят возле гроба на отдельно приготовленный столик.

Кутьей (коливом) называется кушанье, сваренное из зерен пшеницы или рисовой крупы и смешанное с медом или сахаром и украшенное сладкими плодами (например, изюмом). Зерна заключают в себе скрытую жизнь и указывают на будущее воскресение умершего.

Как зерна, чтобы дать плод, должны сами оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни. Мед и прочие сладости знаменуют духовную сладость райского блаженства.

Таким образом, значение кутьи, которая приготовляется не только при погребении, но и при всяком поминовении усопшего, состоит в видимом выражении уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресении и блаженной вечной жизни через Господа Иисуса Христа — как Христос, умерши плотию, воскрес и жив, так и мы, по слову апостола Павла. воскреснем и будем живы в Нем. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают. Иногда усопших отпевают заочно, но это не норма, а скорее отступление от нее. Заочное отпевание получило большое распространение в годы Великой Отечественной войны, когда родственники убитых на фронте получали извещения о смерти и отпевали их заочно.

Согласно церковным правилам, человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, лишается православного погребения.

А для того чтобы заказать отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение, к которому обычно прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.

Служба отпевания состоит из многих песнопений (само ее название — отпевание, прочно укоренившееся в русском народе, указывает на песно-певческий характер).

В них кратко изображается вся судьба человека: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но несмотря на множество грехов, он не перестает быть образом славы Божией, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими. Обычай Русской Православной Церкви давать разрешительную молитву в руки умершему получил начало еще в XI веке, когда преподобный Феодосии Печерский написал разрешительную молитву для принявшего православную веру варяжского князя Симона, а тот завещал вложить эту молитву в его руки по смерти. Особенно содействовал распространению и утверждению обычая давать разрешительную молитву в руки усопшему случай с отпеванием святого благоверного князя Александра Невского: когда приблизилось время вкладывать в его руки разрешительную молитву, тогда усопший святой, как говорит летопись, сам простер свою руку для принятия ее. Такое необыкновенное событие произвело сильное впечатление на всех, кто или сам был очевидцем чуда, или слышал о нем от других.

После разрешительной молитвы под пение стихир «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…» происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа.

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника.

По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание — в храме или дома.

Со словами «Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней» священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело.

После предания земле гроб закрывают крышкой, которую забивают гвоздями. По просьбе родственников священник может посыпать землю на бумагу.

Тогда землю в кулечке перевозят на кладбище, где сами родные и близкие усопшего крестообразно посыпают его тело: от головы к ногам и с правого плеча на левое. Так же поступают и при заочном отпевании.

Если же священник провожает гроб до кладбища, то предание земле происходит на кладбище, а при опускании тела в могилу еще раз совершается лития.

Над крещеными младенцами совершается особое отпевание, как над безгрешными: Святая Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царствия Небесного — хотя младенцы сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить себе вечное блаженство, но во Святом Крещении они очистились от прародительского греха (Адама и Евы) и соделались непорочными. Над некрещеными младенцами отпевание не совершается, так как от прародительского греха они не очищены. Отцы Церкви учат, что такие младенцы у Господа не будут ни прославлены, ни наказаны. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).

Вопрос о кремации усопших имеет давнюю историю — в России еще в 1909 году в Медицинском совете Министерства внутренних дел вырабатывался новый законопроект о погребении умерших, устройстве кладбищ и крематория.

В одном из параграфов этого законопроекта говорилось, что «мертвые должны быть погребаемы на отведенных для сего кладбищах или подвергаться сожжению в особо устроенных крематориях, причем сожигание трупов в крематориях разрешается при условии, если об этом выражено письменное желание при жизни самим покойным (если он совершеннолетний), или родственниками покойного или лицами, на обязанности которых лежит устройство его похорон, если не имеется ясных указаний, что сам покойный был при жизни против сожжения своего трупа». Однако ни тогда, ни поныне Русская Православная Церковь не дала благословения на кремацию, поскольку хотя в священных книгах и нет запрещения на сжигание трупов, но имеются положительные и повелительные указания на иной и единственно допустимый способ погребения тел — это предание их земле. Таким указанием, прежде всего, служит от самого начала бытия человеческого повеление Создателя мира, сказанное первозданному человеку: «земля еси и в землю отыдеши».

В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток — в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности.

При опускании гроба в могилу поется Трисвятое — пение ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» означает, что усопший переходит в ангельский мир. В напоминание о том, что вход в Царство Небесное был открыт крестными страданиями Спасителя, над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест- символ нашего спасения.

Читайте также:  Христианские писания о том, когда поминают самоубиенных

Усопший христианин веровал в Распятого на Кресте, носил крест во время своей земной жизни и теперь покоится под сенью креста. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего. Распятием к лицу покойного — чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом.

Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами. Крест над могилой христианина — это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

Источник: https://www.specritual.ru/informaciya/obryady-i-ritualy/pravoslavnyj_obryad_pogrebeniyaya/

Православный обряд погребения

Православный обряд погребения.
 

Положение во гроб.      В Евангелик описан чин погребения Спасителя, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положение во гроб. Эти действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.           Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на стол или пол, постелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.             Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53). В вечной жизни воскресшие тела праведников будут, как ризой, одеты Божественным светом. Напоминая об этом, православная традиция велит облачать усопшего в новые, чистые одежды. Ранее для погребения использовался саван — белый покров, знаменующий Плащаницу Христа. В наши дни этот обычай соблюдается редко.               Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился — крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.              В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип распятия с белой фигурой Спасителя на черном кресте) или икону — Христа, Богородицы или небесного покровителя. Лоб украшается венчиком — полоской бумаги с изображением Господа и святых. Это символ награды Царства Небесного за тяготы земной жизни, по слову апостола Павла: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 8). Венчики и погребальные кресты продаются в церковных лавках. Понятно, что все вышесказанное можно исполнить только в том случае, если тело не передается в морг. В наши дни оставить усопшего в городской квартире удается редко, и родственники вынуждены соглашаться на вскрытие, чтобы получить свидетельство о смерти. Тем не менее, еще до приезда сотрудников похоронных служб надо омыть и облачить почившего, а при выдачи тела из морга положить в гроб венчик и Распятие.           Гроб христианина должен быть деревянным и скромным. Допустимо использовать и цинковый в случае, если предстоит длительная транспортировка, а также при опасности заражения. Перед положением тела гроб окропляют святой водой и, по возможности, кадят ладаном. Перед положением во гроб над телом читают Литию о усопшем, которую можно найти в молитвослове. В конце литии на словах «рабу Божию, преставльшемуся …» умершего полагают во гроб. Лития также читается, если гроб с телом покойного привозят из морга. Хорошо, если под голову почившего кладут подушечку, которую обычно готовят заранее, наполняя небольшую наволочку освященными вербами с праздника Входа Господня в Иерусалим, листьями берез с праздника Троицы или засушенными цветами, украшавшими Плащаницу и иконы в храме. Тело полностью покрывают покровом — особой пеленой с изображением Распятия, во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Божиим. Во время прощания родных с покойным и отпевания пелена откидывается так, чтобы открытыми остались лицо и руки, а после, перед погребением, тело снова укрывают ею с головой.          Твердо установленных правил, как располагать гроб с телом усопшего в доме на время прощания, не существует. Можно поставить лицом к иконам, которые обычно находятся в переднем углу (справа от входа); можно лицом к входящим, чтобы проститься. Возле гроба зажигают свечи, если есть возможность – с четырех сторон крестообразно, или только у головы. Огонь свечи говорит о нашей надежде на переход усопшего в Царство Истинного Света.

           Лампады и свечи возжигают у икон. Недопустимо ставить под ними стакан с водой, а то и водкой, хлеб и прочее. Также не следует ставить рядом с иконами фотографию умершего и зажигать перед ней свечу.

Вынос тела.

          Похороны усопшего христианина совершаются на третий день после его смерти, при этом часть суток считается за полные сутки, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи. При чрезвычайных обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — допускается погребение и раньше третьего дня.

       Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) надо еще раз прочитать «Последование по исходе души от тела». Перед самым выносом читают Литию, и, с пением Ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», гроб с телом покойного переносят в храм.

Это пение свидетельствует, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и воспевающих Ему Трисвятую песнь. На Светлой седмице провожают почившего под пение «Христос воскресс из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

        Лучше постараться успеть прибыть в храм еще до начала Божественной литургии. В этом случае священнослужители и все собравшиеся на литургию люди особо почтят усопшего, вознеся по ходу богослужения молитвы о прощении его грехов.        Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды.

С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи. Впереди—крест или икона. В некоторых случаях до сих пор сохраняется обычай погребального шествия с крестом и хоругвями. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.           По Уставу, при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном.

Этот звон возвещает живым об отшествии из мира еще одного христианина и служит прообразом архангельских труб, звук которых раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах земли.

            В храме тело покойного помещают на специальную подставу ногами к алтарю, а рядом ставят подсвечники. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе.

Допускается вносить в церковь живые цветы. Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

Могила православного христианина.

     Обычай отмечать место погребения устройством над ним холма идет из глубокой дохристианской древности. Христианская Церковь, переняв этот обычай, украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над могилой.

Крест подобает ставить у ног погребенного так, чтобы Распягие было обращено к его лицу.

       Крест над могилой православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения; водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится на земле, а душа — на небе, что под Крестом сокрыто семя, которое произрастет для жизни вечной в Царстве Божием.

          Для могилы православного христианина больше подходит простой крест из дерева, бетона или металла, нежели дорогие монументы из гранита и мрамора. Допустимо поместить на надгробие фотографию или портрет покойного. Если родственники хотят написать эпитафию, то лучше всего по традиции использовать слова из Священного Писания, либо из известных молитв, а не придуманные самими фразы.

Кремация.

     Когда после грехопадения прародителей в мир вошла смерть, был определен и способ погребения мертвых тел. «Прах ты, и в прах возвратишься», — сказал Бог Адаму (Быт. 3, 19). На основании этих слов умерших и хоронят в землю.        Обычай сжигать тела, столь популярный сейчас в России изза относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока.

Языческое учение содержит в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме — нужно сжечь ее, и пепел развеять по ветру.

      Православная Церковь относится к кремации неодобрительно и дозволяет ее только при обстоятельствах непреодолимой силы — отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений.

Перед сожжением тела икону или Распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить. Если урна с прахом подхоранивается впоследствии в могилу, при этом действии нужно читать Трисвятое.

        Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (приводятся параллели между огнем крематория и гееной огненной). На сей счет еще во II в. апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся … никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

           Кремация не одобряется Церковью в первую очередь потому, что для тех, кто сжигает своих близких, это действие не назидательно; оно вселяет в душу, скорее отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.

Поминальная трапеза.

       Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни. Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, в крайнем случае, хотя бы прочитать «Отче наш».       Первое блюдо поминальной трапезы—кутья (коливо).

Существует особый чин освящения кутьи; если нет возможности попросить об этом священника, окропите кутью святой водой. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост.

Во время Великого поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье.         Спиртным усопших не поминают! Вино веселит сердце человека (Пс. 103, 15), а поминки не повод для веселья. Известно, к чему подчас приводит обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртных напитков.

Вместо того, чтобы вести благочестивую беседу, вспоминать достоинства и добрые дела усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения. Даже если усопший любил выпить, не следует подражать ему в подобных привычках.

            Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения.

Так как любовь превыше поста, то нужно руководствоваться словами Спасителя: «Ешьте, что вам предложат» (Лк. 10, 8), но соблюдать умеренность в еде и разговорах.

Значение кути.

        При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутья — сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так зерно, брошенное в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод.

Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24).

Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии. Часто пшеницу заменяют рисом. Значение от этого не изменяется.

Суеверия, связанные с погребением.

         Русский народ, приняв Православие, все же до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения. Существует множество неписанных, и подчас довольно странных ритуалов, которые тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX в.

, когда прервалась нить церковного предания, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.

     Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание: класть в гроб деньги, вещи и продукты; считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба; на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб; сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня; лить водку в могильный холм; произносить: «Да будет тебе земля пухом»; рассыпать по могиле хлебные крошки; подавать в храме записки за самоубийц; верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня.

Источник: http://alexander-nevskiysobor.ru/prikhozhanam/aleksandro-nevskijj-listok/pravoslavnyjj-obrjad-pogrebenija/

Православные похороны: традиции и обычаи

Похороны — православные традиции с ними связанные — это важный окончательный этап в жизни верующего христианина.

Когда человек умирает, его похороны ведутся согласно традициями тех верований, которые он исповедовал при жизни.

На территории России большинство жителей принадлежат к Православной церкви, поэтому стоит знать, как правильно совершать похороны по христианским традициям, чтобы избежать возможных ошибок или «перегибов».

Обряд православных похорон

Еще тогда, когда душа не совсем рассталась с телом, священник начинает читать особые отходные молитвы. Если же служителя Церкви поблизости нет, текст могут озвучить и кто-либо из близких родственников.

Похороны православные, традиции которых верующие взяли из Священного Писания, проходят этапы, выполнявшиеся во время погребения Господа Иисуса Христа: омовение, облачении в специальную одежду и захоронение.

Но начинают процедуру только тогда, когда факт смерти засвидетельствуют официальные лица – врачи и полицейские.

Этапы подготовки тела усопшего:

  • Омовение. Сначала покойника обмывают чистой теплой водой и мылом, как символом воскрешения и чистоты перед Богом. Делают это близкие родственники, одновременно читается Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». По обстоятельствам может использоваться сокращенный вариант «Господи, помилуй». К телу не должны прикасаться женщины в период беременности или менструации.
  • Облачение. После омовения усопший облачается в новую одежду светлых оттенков, поверх которой может быть накинут саван, как напоминание об обязательном крещении человека. Нельзя ни в коем случае снимать с него нательный крест. Чтобы засвидетельствовать, что при жизни человек принадлежал православной церкви, его руки складывают крестообразно, влагая в них небольшую икону Спаса или Распятие.
  • Положение тела. Где бы не лежал покойник – в храме, дома или в часовне морга – его лицо должно быть повернуто на восток и направлено к иконостасу. Русские традиции похорон объясняют это требование предоставлением возможности усопшему совершать свою, безмолвную молитву Господу и святым.
Читайте также:  Спилить дерево на кладбище- как и для чего это делается?

Церковь считает, что молитвы могут облегчить душе переход в мир иной и общение с Господом и ангелами

Правила похорон и поминок описывают и необходимость присутствия некоторых ритуальных предметов. После положения в гроб под голову мертвого кладут специальную подушечку, набитую травой или ватой.

Лучше всего, если внутри нее будут освященные растения, собранные человеком при жизни – например, веточки вербы, березовые листья, принесенные домой из храма после Вербного дня или праздника Святой Троицы.

Лоб усопшего накрывается бумажным «венчиком» с изображением Спаса, Матери Божьей и Иоанна-Крестителя, символизирующим драгоценный венец, которым Господь наградит каждого из спасенных. А вот традиции проведения похорон, диктующие класть в гроб продукты питания, личные вещи покойника или деньги – это языческое суеверие.

Проведение отпевания и панихид

Традиции и обычаи похорон в Православной Церкви уделяют особое внимание песнопениям и чтениям священных текстов на похоронах.

Нужно, чтобы сразу после того, как мертвый человек был положен в гроб, началось чтение молитвослова – текста, который называется «Последование по исходе души от тела». Его может озвучивать как священник, так и близкий родственник.

Считается, что это облегчит боль, которую испытывает душа, отделяясь от своего земного «жилища».

Во время панихиды читаются псалмы и молитвы

Далее следует молитва «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставлъшегося…».

После нее, до самого срока погребения, читаются строки из Псалтыря – книги, которую православные традиции похорон и поминок описывают как описание всех движений души: скорби, радости, надежды, покаяния.

Псалмы перемежаются молитвой из молитвословного «Последования по исходе души».

Желательно, чтобы все то время, пока усопший не положен в могилу, в нескольких храмах по нему читались панихиды. Церковь считает, что они могут облегчить душе переход в мир иной и общение с Господом и ангелами, а также помочь обрести место в райских садах.

Погребение

Традиции похорон в России, установленные Православной Церковью, требуют, чтобы мертвые были обязательно преданы земле, а не кремированы.

На кладбище открытый гроб несут близкие родственники, а в руках остальных участников процессии должны быть зажженные свечи. Перед тем, как закрыть крышку, из гроба убираются живые цветы, а лицо покойника накрывается находящимся там покрывалом.

Когда «усыпальница» ляжет на дно могилы, первым горсть земли крест-накрест бросает священник, потом – поочередно все присутствующие.

Поминки

Православные традиции после похорон устанавливают черед нескольких поминок. Первые из них совершаются прямо на кладбище – всем присутствующим раздаются конфеты, пирожки или булочки.

Следующие поминки устраиваются на третий, девятый и сороковой день после похорон.

Впоследствии об усопшем особо вспоминают ежегодно, в день его смерти, а также облогораживают могилки в специально отведенные для этого дни.

Ксения созерцательКсения созерцатель

Источник: https://religiya.temaretik.com/894008925654354002/pravoslavnye-pohorony-traditsii-i-obychai/

Православный обряд погребения — Похоронное бюро в Алматы и Казахстане

Для христианина вся его жизнь является подготовкой к ожидающей его вечной жизни. Вечная жизнь наступит только после смерти физической и после суда Божьего. В приближении смерти человек чувствует страх и томление. Для помощи ему в эти трудные минуты читают молитвы

Во все времена погребение умершего сопровождалось положенными этому событию обрядами. При помощи этих обрядов родные и близкие надеялись, что умершему будет легче переходить в иной мир, а так же сделает его счастливым в новой жизни. Эти же цели преследует и Православная Церковь в своем обряде погребения. Это не просто торжественные церемонии, они несут в себе утешение, а также являются символами всеобщего воскресения, а также последующей за этим бессмертной жизни

Для Православного христианина тело – это храм духа и поэтому останкам всегда уделялось особое внимание.

В минуты разлучения тела с душой нужно читать от лица умирающего человека отходную молитву. Эту молитву может прочесть священник, либо близкий умирающему человек. Если умирающий долго и сильно страдает перед смертью, то можно прочесть канон «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Эти и другие необходимы молитвы можно найти в молитвословах.

Сразу после смерти тело омывают чистой водой, затем одевают чистую одежду и укладывают в гроб. Омовение символизирует будущее воскресение и то, что человек должен предстать перед Господом в чистоте. Для процедуры омовения нужно приготовить теплую воду и мыло. Омывает умершего кто-нибудь из родственников. Когда производится омовение, нужно читать Трисвятое:

«Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!» либо просто повторять «Господи помилуй».

Нельзя процедуру омовения проводить беременной женщине и женщине в критические дни. В прежние времена этим в основном занимались только женщины в возрасте (пожилые).

Нельзя начинать омовение, пока не готово одеяние для умершего.

Одежда для усопшего должна быть новой, чистой и желательно светлых тонов. Иногда используют саван поверх одежды. Обязательно наличие нательного креста. После одевания покойного укладывают на приготовленном столе, лицо обращено вверх, к востоку. Рот умершего должен быть закрыт, руки крестообразно нужно уложить на груди, правая должна быть на левой.

Прежде чем уложить тело в гроб, необходимо окропить святой водой умершего и сам гроб. Существует такой обычай готовить заранее себе «смертную подушку». Наволочку наполняют освященными, в Вербное воскресение или в день Святой Троицы, веточками вербы и листьями берез.

Но если таковой нет, то подушечку делают из сухой травы или ваты, либо уже покупают готовую. Затем покойного укрывают белым покрывалом, на лоб кладут венчик (бумажная лента с образами Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи).

Бумажный венчик – символ неувядающего венца славы, который обещал Господь любящим Его и тем, что исполняет Его заповеди. В руки покойному вкладывают крест и икону. Для мужчины икона образ Спасителя, а для женщины – икона с образом Божьей Матери.

Больше в гроб ничего класть не следует, так как по канонам Церкви, это пользы для души никакой не приносит.

После этого следует прочесть канон «Последование по исходе души от тела». Иногда бывает так, что человек умер не дома, тогда тоже нужно прочесть этот канон в день смерти.

Этот канон нужно читать от лица покойного, чтобы нашей молитвой за почившего, Господь облегчил страдание от разлуки с телом. Завершить чтение нужно молитвой «Помяни, Господи, Боже наш…».

Эту молитву можно читать  также отдельно от предыдущей.

Обычно гроб ставят перед иконами в центре комнаты. Зажигают свечи, желательно поставить 4 подсвечника и расположить их в форме креста вокруг гроба, это служит символом перехода из нынешнего мира в Царство истинного света.

До обряда отпевания принято над умершим читать Псалтирь, лучше всего и днем и ночью, непрерывно. Конечно, Псалтирь читать может любой христианин, у которого есть необходимые навыки. Но возможно пригласить для этого ритуала человека обладающего церковным благословением. Родные и близкие по возможности должны присоединяться к молитвам

Читается Псалтирь стоя, и только иногда разрешается сидение во время чтения. Псалтирь делится на 20 кафизм, они же подразделяются на 3 части («Славы») каждая. Когда читают за упокой после каждой из «Слав» читают молитву «Последования по исходе души» используя имя покойного, к его имени добавляют слово «новопреставленный».

Благоприятно до дня похорон заказывать в храме панихиды по усопшему. Можно также пригласить священника, чтобы он совершил панихиду у гроба.

Завершают панихиду слова: «Во блаженном успении вечный покой подаждъ, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память!», после этих слов считается, что душа и тело передаются Богу.

Перед выносом гроба еще раз читают «Последования по исходе души от тела», выносят гроб вперед лицом, читая при этом Трисвятое. Затем священник возглавляет похоронную процессию, которая направится в храм на отпевание.

В то время пока движется процессия возможно делать остановки на перекрестках, для того чтобы священник совершал небольшие моления об упокоении души.

Принято отпевание совершать в храме, но есть некоторые исключения, которые позволяют провести обряд «заочного отпевания». Это достаточно редкие исключения, такие как сложность в поисках останков или отсутствие храма в ближайших районах, либо что-то другое. Если есть сложность с доставкой покойного в храм, то следует пригласить священника, для проведения данного ритуала на дому.

Когда вносят гроб в храм, звонит колокол, возвещая живым, о том, что одним братом меньше у них стало. Гроб ставят в середине храма, лицо должно быть открыто и обращено на восток, около гроба устанавливают свечи. Родные и близкие должны усердно молиться вместе со священником.

После молитвы «Вечной памяти» читается разрешительная молитва, которой прощаются прижизненные грехи и клятвы покойного в которых он на исповеди покаялся, а также те, в которых забыл покаяться (по неведению или забывчивости).

Затем текст разрешительной молитвы вкладывается в руки покойного.

Если отпевание совершалось в храме, а возле него находится кладбище, на котором покойный будет похоронен,  то проститься уместнее будет в храме. Тело закрывают полностью покрывалом, а священник посыпает его крестообразно землей и елеем.

Затем гроб закрывают (больше его не открывают), и вся процессия идет к могиле. Первым в процессии несут крест, который будет устанавливаться на могиле, затем идет священник с кадилом, далее несут гроб, а за гробом следуют родные и близкие.

Около могилы священник совершает молитву, и гроб опускают в землю. Далее священник бросает землю крестом на крышку гроба со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенныя и вси живущий на ней».

Если священника нет, то эту процедуру может провести любой из благочестивых мирян, при этом используя землю, которую в храме благословил священник.

Живые цветы можно оставить в гробу, так же как и икону. Иногда икону забирают и приносят в храм, в котором она будет находиться вплоть до 40 дней. Еще со времен крещения Руси покойников стали хоронить ногами на восток, а головой на запад. Крест устанавливают в ногах, лицевой стороной на запад.

Если похороны проводятся по православным обычаям, то следуя им не нужно использовать венки и тем более музыку. Вместо музыки душа должна слышать только: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!».

Обычно после погребения совершают поминальную трапезу. Ее желательно начать с молитвы об упокоении души и закончить ее тоже необходимо молитвой. Если в данный момент идет пост, то блюда на столе должны быть обязательно постные.

Если поминки попадают на будний день Великого поста, то лучше всего отложить их до ближайшей субботы или воскресенья.

Поминальный день может выпасть на Светлую седмицу или на понедельник 2-й пасхальной седмицы, тогда их переносят на Радоницу.

Обязательным блюдом на поминальной трапезе должна быть кутья.

Водку и любые другие алкогольные напитки использовать нельзя. Поминают не едой, а воспоминаниями о добродетелях покойного, а также молитвами о прощении грехов его.

Вообще самое главное в обрядах Православной Церкви, это не «правильные» похороны по всем канонам и традициям, а правильная подготовка человека к смерти. Важно сделать так, чтобы душа покойного предстала перед Господом с чистой от грехов душой, а для этого необходимо, чтобы человек покаялся в своих грехах, которые совершил при жизни, причастился Святых Христовых Тайн перед своей кончиной. И только тогда православный обряд похорон имеет свой полный смысл

Необходимо помнить, что самоубийцы не хоронятся по христианским обычаям и лишены церковного поминовения. Самоубийство, которое совершенно сознательно и обдумано – это такой же грех, как и убийство.

Православная Церковь к самоубийцам относит также лиц, которые погибли при разбое или умерли от последствий этого. Если же самоубийство произошло вследствие безумия, то отпевание проводят в обычном порядке.

Также не отпевают некрещеных, но молиться о них можно и нужно, чтобы Господь явил им Свое милосердие и даровал им успокоение.

Забота Церкви об усопшем не заканчивается на предании его земле. Церковь молится об упокоении его души. В Апостольских постановлениях есть молитвы об усопших, а также указаны дни в которые особенно хорошо совершать поминки об умерших, это 3-й, 9-й и 40-й дни по кончине. Очень хорошо в течение всех 40 дней, а также в дни поминовения всех усопших раздавать милостыню нуждающимся.

Можно раздать вещи покойного нищим. Милостыня очень помогает душе покойного.

По распоряжению Господа рано или поздно каждого ожидает его последняя минута жизни. Смерти бояться не нужно – этому нас учит Православная Церковь.

По ее законам там, за этой чертой, нас ждет новая вечная жизнь в добре и вере. А смерть —  это только сон, спокойный и тихий, после которого предстоит суд Божий.

Поэтому родным покойного важно проводить его правильно в последний путь и отдать этим ему дань уважения и любви.

 Еще материалы:

Сохранение тела до похорон

Транспортировка тела — груз 200

Организация похорон

Свято — Никольский кафедральный собор

Источник: http://pohorony.kz/statya/trditions/54-2012-03-08-12-40-03.html

У бога все живы. православный обряд погребения

Добрый день, дорогие наши посетители!

Все мы, рано или поздно, столкнемся со смертью наших родных и близких, и то, как мы проводим наших усопших в последний путь, невероятно важно для них, ибо наша молитва может помочь нашим усопшим в прохождении мытарств и в обретении Райских обителей. Очень важно заранее знать, как, например, молиться за умирающего человека? Или как читать канон над умирающим человеком? Или для чего читается отходная?

При конце жизни человека, при его отходе из этого мира над ним читается особый канон — собрание песен-молитв, составленное по определенному правилу. «Канон»— слово греческое, в переводе означает «правило».

В «Православном молитвослове» этот канон называется: «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго».

Этот канон читается «от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати» (говорить), обыкновенно он называется отходною (молитвою).

Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, данных в переводе на русский язык:

«Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает: потому что, снедая его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя, Пресвятая Дево» (Песнь 6).

«Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает меня,неприготовленного,к долгому страшному пути: да сопутствует мне Твоя милость, Владычице» (Песнь 7).

«Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безуместные) мысли, поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом» (Песнь 9).

Как читать канон над умирающим человеком? Молитвы и прошения, перед которыми есть примечания: «иерей» (священник), «Молитва от иерея глаголемая» или «Посем начинает иерей» — мирянами не читаются.

Читайте также:  Как получить пособие на погребение: оформления документов.

Канон начинаем читать с предначинательных молитв, кратко обозначаемых в молитвослове: Трисвятое. По Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Далее канон читается по указанному в молитвослове порядку.

В каноне девять песен. Вторая песня не читается. В каждой из песен есть коротенькие молитвы-тропари (обращения к Богу, Пресвятой Богородице). Перед ними читается припев, указанный в Песне 1.

Перед ирмосом (первой молитвой каждой песни) припев не читается.

Если перед началом тропаря стоит «Слава«, то читать следует: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», если «И ныне» — «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В конце канона читают молитвы: Достойно есть…, Трисвятое. По Отче наш. Слава, и ныне… Господи, помилуй (трилсды).

Для чего читается отходная? В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха и томления.

По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом: особенно тяжело душе первые три дня вне тела.

При выходе из тела душа встречает Ангела-хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа мечется от страха и трепещет при виде их.

Канон читается родными или близкими над умирающим человеком, чтобы облегчить душе выход из тела. Родным и друзьям умирающего нужно быть мужественными, дабы, попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвою облегчить не столько телесные, сколько душевные его страдания.

ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ

Омовение и облачение умершего. Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание. Погребение

Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.

Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина — добыча смерти, жертва тления, но все равно он член Тела Христова. В развалинах этого, некогда величественного храма, носился, жил и действовал животворящий Дух Божий (Кар. 6, 15-19).

Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием (Кор. 15, 53).

Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.

Трогательные обряды, совершаемые Святой Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от Богопросвещенных апостолов и первых христиан.

Тело усопшего тотчас по смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении.

Омывать тело нужно теплою водою, но не горячею, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник. При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой (или губкой).

После омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия (Кор. 15, 53).

Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по Воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.

Если вдруг на человеке не было креста, то обязательно надевают крест.

Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего полагают икону (или крест), для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери.

А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — святой образ.

Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (имел всегда) Господа пред собою, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.

Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святою водою тело умершего и ковчег его (гроб) извне и изнутри. Можно окадить и ладаном, затем тело переносят во гроб. На чело (лоб) умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего привозят для отпевания. Некоторые люди покупают его для себя заранее.

Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу.

На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Трисвятое». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец (Тим.

4, 7, 8) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.

Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область света — в лучшую загробную жизнь.

Как молиться о человеке в первые дни после смерти? Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» (см. «Православный молитвослов»). Если человек умер не дома, и тела его дома нет, то в день его смерти все равно читают этот канон.

Читать канон следует с предначинательных молитв, затем псалом 90, далее — по порядку. Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песен. Перед тропарями (начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего, (усопшей рабы Твоей)» с прибавлением полного имени усопшего (усопшей).

Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека. Поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя покойного)«, произносить еще имена или недавно умерших знакомых, или родителей, родственников и т. п. Канон читается только за него одного.

В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением самого имени покойного: «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестры нашей) (имярек)…». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей), (имярек), Господи».

«Последование» читается от лица усопшего (ей) с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего (ую) облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела. Вот молитвенные прошения из этого канона. «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив.

Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (Песнь 5). «Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную, суетными привязанностями к земной жизни» (Песнь 4).

«Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его (умершего)» (из начального тропаря).

Затем в течение трех дней над умершим читают и Псалтирь. Она помещена в «Православном молитвослове». Псалтирь начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.

Псалтирь разделена на двадцать больших частей — кафизм. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Царевн и Богу нашему».

После этого призыва читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом Слава…, трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды) Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди…» После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й, и т. д.)

В каждой кафизме трижды читается «Слава», следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего. Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина во все то время, доколе умерший остается непогребенным.

Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания.

Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и ободрения в наше скорбящее сердце.

Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем.

Книга эта такова, что всякий молящийся и читающий ее может произносить слова ее, как свои собственные, что нельзя сказать ни о какой другой книге.

Поэтому, слыша над гробом христианина монотонный голос чтеца, воображаешь, что молитва богодухновенного царя-пророка Давида, как бы произносится запечатленными устами самого усопшего.

Он как бы сам из гроба умоляет милосердие Божие о своем помиловании.

Вынос тела. За час или за полтора часа перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читают «Последование по исходе души от тела».

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в Царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.

Церковное отпевание. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники.

По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви.

Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина читают канон и Псалтирь, а в церкви совершают чин отпевания.

Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, един безсмертен; а мы все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: Ты — земля и в землю возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями, возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Но несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Ero неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная».

Чтобы не оставить в страждущем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, могущего родиться в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих (человека), апостол Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает пред нами дивные тайны будущего славного преображения тела человека (1 Фее.4,13-17). Наконец, Сам Иисус Христос, устами священника, утешает и обнадеживает нас, проливает отраду и радость в сердце, растерзанное горем и печалью: читается заупокойное Евангелие от Иоанна (Ин. 5, 25-30).

По прочтении Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву. Этою молитвою разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся (или которые при покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в правую руку умершего его родными или близкими.

Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир (молитв): «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…» В переводе со славянского языка эта молитва звучит так: «Приходите, братья! дадим последний поцелуй умершему, принося благодарение Богу. Вот, он оставил родных своих и спешит к могиле, уже не заботясь о суете земной и о многострадальной плоти. Где теперь родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся… Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его».

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди).

После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землею (или чистым речным песком) со словами: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущии на ней». Гроб закрывают крышкой, после чего уже не открывают.

При выносе гроба с телом из храма поется Ангельская песнь — Трисвятое. Лицо умершего обращают к выходу.

Заочное отпевание. Часто случается так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшей церкви.

После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола.

Дома умершему в правую руку вкладывают разрешительную молитву, на чело полагают бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, закрытое простыней с ног до головы, крестообразно, от головы к ногам, с правого плеча на левое, посыпают песком, чтобы получился правильной формы крест.

Погребение. В могиле усопшего полагают лицом к востоку, с той же мыслию, с какой мы молимся на восток, — в ожидании наступления утра вечности, или второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности.

При опускании гроба с телом в могилу вновь поется Трисвятое. Все провожающие умершего в последний путь перед зарытием могилы бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности Божественному определению: «земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19).

Крест, символ спасения, возвышается над могилою, всякого христианина (он ставится в ногах). Умерший веровал в Распятого на Кресте и покоится сном смерти под сению креста. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.

По кончине человека на тело его елей (освященное церковное масло) не возливают. Освященное масло используется при жизни православного во исцеление его души и тела: оно употребляется внутрь или же им натирают больные части тела. Умершему оно ни к чему.

Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться об его упокоении — все это благочестивое дело. Не надо брезговать участием в нем: это последняя милость, которую мы можем оказать усопшему.

Молитвы за усопших. О упокоении.

Как помянуть усопших правильно?

 >

Источник: http://semyaivera.ru/2015/09/23/u-boga-vse-zhivyi-pravoslavnyiy-obryad-pogrebeniya/

Ссылка на основную публикацию