Мнение церкви: можно ли отвевать некрещеного человека.

Можно ли отпевать некрещеного человека

Православная церковь установила порядок действий из которого состоит обязательное богослужение или отпевание усопшего. Речь тут идет о последовательном сочетании молитв и песнопений, которые могут быть проведены как в Святом храме, так и в доме, где жил усопший или на кладбище.

Каждому принявшему Таинство Крещения на любом этапе жизни начиная с младенчества и заканчивая преклонным возрастом, получает право, чтобы над ним, после его смерти, провели чин погребения. Для некрещенных такая возможность исключена.

Кого принято отпевать, а кого нет

У православной церкви лояльное отношение к каждому верующему христианину. Совершение чина погребения не возбраняется над убийцами, ведущими неправедный образ жизни и постоянно совершающих при жизни неправомерные действия. Но есть и такие кому отказывают в отпевании:

  • Самоубийцам.
  • Некрещенным.
  • Принадлежащим к другой вере.

Православные христиане убеждены в том, что физическая смерть является переходом души из земной оболочки в Царствие Небесное, чтобы там возродиться для вечности. Поэтому покойников священники называют усопшими, то есть теми, кто спит. Основой для главного догмата христианства является будущая жизнь и всеобщее воскрешение людей.

Обряд погребения был описан еще в Евангелии, и он включает в себя:

  • Омовение тела.
  • Его облачение.
  • Размещение в гробу.

Но как поступать если приходится хоронить человека не познавшего таинства Крещения? А если он совершенно сознательно сам отказался прикоснуться к таинству? В современном мире с такими вопросами приходится сталкивать все большему количеству людей.

  • Безусловно каждому хочется сделать так, чтобы были произведены все необходимые обряды. Ведь иначе очень сложно будет спасти его душу. Однако у церкви на этот случай имеются жесткие установления, преодоление которых порой становится просто невозможным.
  • Производить отпевание некрещенного человека нельзя. Если ему не хватило жизни для того, чтобы сделать нужный выбор и прийти в лоно церкви, то и отпевание ему уже не поможет.
  • Родственникам остается найти канон «Святому Мученику Уару» и читать его дома, поставив свечи. А молится в церкви как за истинного сына церкви, подавать проскомидии, вынимать частицы, проводить панихиды за него нельзя. В Храме молитвы возносятся исключительно за членов церкви, перешедших в вечную жизнь.
  • Правда иногда родственники подходят к священнослужителям и говорят, что покойный собирался крестится, но обстоятельства помешали ему это сделать. Они получают ответ, согласно которому молится можно даже за некрещенных, но делать это надо вне храма и знать какие молитвы должны быть произнесены.

Как следует хоронить некрещенных младенцев

В тех случаях, когда роды ребенка произошли преждевременно, когда плоду не исполнилось двадцати восьми недель, то вопросы его захоронения или утилизации являются компетенцией медицинского учреждения.

А если рождение младенца имело место после озвученного выше срока, и он умер либо в процессе родов, либо сразу после них, то тело забирают родители и хоронят как обыкновенного человека. И все проблемы ложатся именно на их плечи.

Источник: https://ProPohoroni.ru/nuzhno-znat/mozhno-li-otpevat-nekreshhenogo.html

Нижегородская Митрополия

Бывает, какой-нибудь вопрос сформируется в сознании. Ты его носишь, размышляешь, создается благоприятная ситуация или беседа: тема раскрывается. А бывает, какой-нибудь вскочит на язык и не дает покоя.

Что терпеть? Подойдите к батюшке, напишите батюшке, позвоните батюшке. Церковь открыта всем. А в нынешнем номере на подборку интересных вопросов отвечает иерей Виктор Дудкин, главный редактор СМИ Нижегородской епархии.

Можно ли заразиться какой-либо инфекцией через Святое Причастие, ведь там используется общая ложка?

— Не знаю случаев из приходской жизни, когда кто-нибудь заразился чем-либо, принимая за Богослужением Тело и Кровь Христовы. И для меня лично потребляемая Чаша ни разу не стала источником инфекции. Если бы такая проблема была — у нас бы просто исчезло духовенство и сама Церковь.

Вопрос этот часто возникает лишь по одной причине: недостаток веры в человеке, а отсюда и боязнь заразиться какой-нибудь болезнью. Будем молиться о даровании веры, чтобы побороть наши необоснованные страхи.

Допустимо ли ребенку дома играть в богослужение?

— Знаете, бывают игры развлекательные (что, само собой, хорошо), а бывают игры осмысленно серьезные. То есть ребенок так серьезен в своей игре, что забывает обо всем. Игра очень сильно отражает внутреннее устроение души и направление мысли дитя.

И если игра в богослужение — это порыв души, а не кощунство и веселье (а это сразу видно), то это допустимо. Это своего рода детская молитва. Чистая и непосредственная. Взрослого молитвенника не всегда застанешь в таком молитвенном состоянии. Конечно, во всем нужно знать меру.

И если такая игра принимает вид шалости, ее немедленно нужно прекратить.

Что можно делать в церкви еще не крещеным, но собирающимся креститься людям? Можно ли посещать богослужения, молиться, петь?

— Собирающихся креститься, но еще не крещеных людей раньше называли оглашенными. Это те, кто, услышав проповедь Евангелия, публично заявили о своем намерении стать христианами и готовятся принять таинство Крещения.

Перед Крещением проходила определенная подготовка — катехизация (научение вере). Сейчас традиция катехизации у нас восстанавливается и уже приносит свои явные плоды — люди приступают к таинству осознанно, с пониманием и представлением, как строить свою жизнь по Закону Божию.

Во время подготовки ко Крещению человек может молиться в храме и участвовать в богослужениях, в том числе и в Божественной литургии (до литургии верных), но пока он не стал членом Церкви, он не может приступать к таинствам.

О некрещеных не подают записки для поминовения — молиться о них можно в своей «частной», домашней молитве.

Что такое заочное отпевание и чем оно отличается от очного?

— Отпеванием называется чин погребения усопшего. Существуют разные чины — для погребения мирян, духовенства, монахов, а также для крещеных младенцев. И у них есть отличия, отражающие статус покойного.

К сожалению, годы гонений на Церковь привели к тому, что и в этом благочестивые традиции наших предков были нарушены, а многим они даже не известны. Православный христианин должен стремиться отойти в жизнь вечную примиренным с Богом и людьми, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин.

Уже в момент кончины начинается усердная молитва Церкви о ее верном чаде: совершается Канон молебный при разлучении души от тела. А тотчас же после смерти совершается Последование по исходе души от тела. Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри.

В день похорон почившего доставляют в храм Божий, совершают чин отпевания, и похоронная процессия с пением молитв отправляется на кладбище. Здесь над свежей могилой совершается лития. Этот благочестивый порядок ныне известен только людям глубоко воцерковленным, постоянно посещающим храм Божий.

И они стремятся проводить дорогих им усопших «в путь всея земли» так, как учит Православная Церковь.

Большинство наших соотечественников, увы, не зная этого, большие деньги и силы тратят на приобретение дорогих гробов, на устроение шумных, пьяных застолий — поминок, что не только не приносит пользы страждущей душе покойного, предстоящей Богу, но и даже вредит ей.

А чтобы все-таки исполнить свой духовный долг перед усопшим, в храм отправляется кто-то из родственников или даже знакомых, чтобы заказать так называемое «заочное» отпевание. В этом случае чинопоследование совершается над листом бумаги, на которую священник насыпает землю. Землю эту родственники переносят на кладбище, где и рассыпают над могилой покойного.

Таким поступком все, кто не принял участие в молитве, показывают свое полное безразличие к покойному, к его загробной участи.

Как появилось заочное отпевание? Увы, до сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковь в ХХ веке. Храмы Божии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были лишены духовного окормления.

И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православного отпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынуждены погребать без церковной молитвы.

Затем они обращались в один из действующих православных храмов, где священнослужители с благословения священноначалия совершали так называемые «заочные отпевания». В данных обстоятельствах совершение такого чинопоследования было вынужденной мерой.

Но сегодня мы имеем все возможности для исполнения всех канонов Православной Церкви. Храмы Божии открыты повсеместно, мы можем совершать в них заупокойные богослужения над телами усопших, как и предписывает церковный Устав.

Совершение «заочных отпеваний» может иметь место только в особых случаях. Например, во время войны родственники не только не могут иметь возможности участвовать в погребении своего погибшего сродника, но подчас не знают даже и о месте его захоронения, имеют только уведомление о смерти.

В этом случае «заочное отпевание» благословляется Церковью и может быть совершено. Оно имеет место быть и в том случае, когда человек находится в многолетнем безвестном отсутствии и факт его смерти устанавливается судом.

Но, к нашему глубокому сожалению, «заочные» отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия.

Мы должны честно сказать себе, что совершение «заочного» отпевания, если, повторюсь, оно не вызвано исключительными обстоятельствами, является просто душепагубной формальностью, нашей попыткой оправдать свою леность и черствость души. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало.

Подготовил Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Источник: http://nne.ru/mozhno-li-byt-na-sluzhbe-nekreshhenomu/

Кого не отпевают в церкви

Отпевание считается самым важным похоронным обрядом для верующих людей. Однако некоторым покойным церковь в нем отказывает. На ком и почему лежит запрет на отпущение грехов.

Проводы покойного в загробный мир сопровождаются отпеванием. Конечно, данный обряд не является прямым пропуском в Рай, однако отпустить грехи, в которых покойный не успел покаяться во время исповеди еще при жизни, может. Священник читает молитву над телом, тем самым прощая человеку все его пороки и плохие деяния.

После этого свиток с молитвой кладется в правую руку умершего. Если в связи с определенными обстоятельствами (инфекция, смерть в другом городе) отпевание проводилось заочно, то данный свиток можно положить к покойному немного позже. А если отпущение грехов прошло уже после похорон, то свиток с молитвой достаточно закопать на месте захоронения.

Однако православная церковь отпевает не всех. Руководствуясь церковными канонами, священник имеет право отказать в отпевании тех людей, которые умерли после сильного алкогольного опьянения либо в результате употребления наркотических средств.

Также церковь отказывает в отпевании человеку другой веры, тем, кто с издевкой и пренебрежением относился к религии, и некрещеным.

Если вы не знаете, крестили ли человека при жизни, постарайтесь выяснить это, отыскав крестных родителей. Запрет на отпевание лежит даже на младенце, который просто не успел пройти обряд крещения.

Если ребенок умер еще в утробе матери, церковь также откажет в отпевании.

Всем известно, что по православным канонам нельзя отпевать самоубийц, так как добровольный уход из жизни является самым страшным грехом. Самоубийц запрещено упоминать на панихиде, за них нельзя подавать записки. Даже хоронить таких людей на церковных кладбищах считается нарушением православных канонов.

Однако и среди самоубийц есть исключения. К ним относятся психически больные люди, которые не могут отдавать отчета своим действиям. Также люди, погибшие в результате трагической случайности: по незнанию съели ядовитые грибы или ягоды, упали с высоты.

Также разрешается отпевать человека, который пожертвовал своей жизнью ради спасения других.

Однако для того, чтобы добиться отпевания, вам необходимо будет доказать факт благородной жертвы, случайности или психологического заболевания. Для этого нужно будет подать прошение на имя архиерея, в котором следует детально описать обстоятельства смерти, а также приложить медицинскую справку.

Бывает и такое, что человек намеренно решает уйти из жизни, прыгая с высокого здания. Однако после падения еще остается живым на некоторое время и попадает в больницу. Если за это время перед смертью он успеет покаяться в своем поступке, то батюшка сможет провести отпевание.

Отказ в отпевании не должен значить для вас, что о покойном следует забыть. Домашней молитвой, добрыми поступками и милостыней вы сможете помочь душе дорогого вам человека.

Источник: http://funeral.by/religion/511

Священник Александр Коржаков отвечает на вопросы школьников

Что такое «духовная жизнь»? Может ли священник отказать в венчании или крещении? Нуждается ли неверующий человек в отпевании? Поможет ли это спасти душу? В нашей местности многие гадают сами или ходят к гадалкам. это грех? почему?<\p>

Читайте также:  Сорокоусты лучше всего заказывать в монастырях, как это делать?

Что такое «духовная жизнь»?

Жизнь человека проходит в трех планах: в телесном, душевном и духовном. Телесная жизнь — это биологические процессы, душевная — область психики и интеллекта, духовная жизнь — область общения человека с Богом. Изначально все три стороны человеческой жизни находились в гармонии, потому что телесная и душевная сферы были подчинены духовной.

А Бог — источник жизни. Когда люди согрешили против Бога, гармония разрушилась. В первую очередь пострадала духовная сфера: люди отпали от Бога, а значит — от источника жизни. Тело стало подвержено старению, болезни и смерти. Повредилась и душевная сфера — появились конфликты между людьми и внутри самого человека (психические расстройства).

Для того чтобы спасти людей от окончательной гибели, Бог стал человеком — Иисусом Христом. Он родился на земле от Девы Марии и воспринял нашу природу — тело, душу и дух.

Эту пораженную грехом природу Христос исцелил, привел к гармонии — не только для Самого Себя, но и для всех нас. Он дал нам Таинство Крещения.

Через Крещение человек соединяется со смертью и воскресением Иисуса Христа и духовно перерождается. Крещение — новое рождение — и есть начало духовной жизни.

После Своего Воскресения Христос вознесся на небеса (под небесами верующие понимают не космическое пространство, а область, где пребывает Бог), но не оставил нас. Через 10 дней после Вознесения на учеников Христа сошел Святой Дух. Сам Бог вошел в человеческую природу.

Он это сделал для того, чтобы воссоздать первозданную гармонию, когда человек имел общение с Богом. Потом ученики Христовы — апостолы — когда совершали Таинство Крещения, возлагали на новокрещенных руки, и на них тоже сходил Святой Дух. Это происходит до сих пор в Таинстве Миропомазания.

Таким образом, Бог действует в человеке. Но Бог не отнимает нашей свободы. Если человек не желает жить с Богом, то благодать Святого Духа оставляет такого человека.

Если же человек стремится к жизни с Богом в своих поступках и мыслях, это приносит духовные плоды (смотри послание апостола Павла к Галатам 5 гл. 22—23 стихи). Это духовная жизнь в своем развитии.

Цель жизни христианина — достичь подобия Богу, соединится с Ним. Эта цель лежит за пределами нашего мира и времени. Но уже сейчас, отчасти, мы можем прикоснуться к ней.

Для этого Господь дал нам Таинство Причащения («причащение» — по-славянски означает «соединение»). Перед Своей смертью Он собрал учеников на вечерю и подал им хлеб и чашу с вином. При этом Он сказал — «Этот хлеб — Мое Тело, это чаша — Моя Кровь».

В Причащении человек соединяется с Самим Богом — со Христом. А это и есть цель духовной жизни.

Может ли священник отказать в венчании или крещении?

Священник может отказать и в венчании, и в крещении, если к тому есть препятствия. Главным и, пожалуй, единственным препятствием к Таинству Крещения является неверие человека. Нельзя крестить неверующего. Даже крещение младенца (который сам еще не может выразить своей веры) совершается лишь при поручительстве восприемников-крестных, которые сами должны быть верующими.

Однако, насколько искренне верующим является человек желающий креститься или стать восприемником? Как правило, верующими называют себя почти все, но в большинстве своем, эти люди не живут по своей вере. Часто их вера — это только слова.

В древней Церкви (в I—IV веках) желающий креститься должен был пройти этап подготовки, который назывался оглашением. Кандидата не только обучали истинам христианской веры, но и наблюдали за его жизнью. Это было необходимо для того, чтобы выяснить, насколько честное исповедание веры оглашаемого.

Позднее, когда общество стало христианским, необходимость в оглашении отпала — почти всех крестили в младенческом возрасте. В наше время, когда общество по своей сути не только не христианское, но и вообще нерелигиозное, встает необходимость возрождения «института оглашенных».

В некоторых приходах для желающих креститься проводится обязательная подготовка.

В венчании — церковном благословении супругов — может быть отказано по разным причинам. Неверие супругов, отсутствие у них христианского образа жизни — одна из них.

К тому же священник должен быть уверен в серьезности намерений тех, кого собирается венчать. Часто с просьбой о совершении венчания обращаются люди, не живущие по своей вере.

Им тоже следует проходить определенный этап подготовки.

Нуждается ли неверующий человек в отпевании? Поможет ли это спасти душу?

Отпевание — это чин церковного погребения усопших — особые молитвы. В них Церковь провожает своего члена от земной жизни к небесной. При этом просит Господа о прощении грехов, которые, быть может, христианин совершил в земной жизни.

Может ли неверующий человек быть христианином? Когда-то он был крещен, значит, был членом Церкви. Но он не сохранил обетов крещения, отпал от тела Церкви, значит уже не христианин. Нужно ли отпевать «бывшего члена церкви»? Вопрос это непростой.

Молиться за такого человека все-таки нужно — Христос на Кресте молился даже за Своих врагов. Но чина «погребения бывшего христианина» не существует, поэтому на практике используется тот, который есть — часто священник просто не знает усопшего — верующий он был, или нет.

Конечно же, здесь есть противоречие. Было бы правильнее, молится за таких людей в частном порядке. Но нельзя совершенно оставлять их без молитвы.

В нашей местности многие гадают сами или ходят к гадалкам. это грех? почему?

Гадание — это сверхъестественный способ получения информации. Как правило, информацию мы получаем из компетентных источников — то есть от тех, кто знает больше. Например, когда мы смотрим новости по ТВ или читаем газету — мы получаем ту информацию, которой владели журналисты — а они знают больше нас, потому что у них такая работа.

Это естественный способ. Для гадания человек обращается к сверхъестественным источникам — к потусторонним силам. Если в случае с естественными источниками человек использует естественные средства (ТВ, газету, Интернет), то для использования сверхъестественных источников используется магия.

Магические приемы совершенно не применимы к светлым ангелам, таким образом гадающий черпает информацию у злых духов — у демонов. Но бесы — это не журналисты. Их задача — оторвать человека от Бога. И еще нельзя забывать слов Спасителя о дьяволе: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины.

Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Действительно, в нашей местности процветает так называемый «бытовой оккультизм» — многие обращаются (не всегда осознанно) к нечистой силе. А бесы, добросовестно выполняя свою работу, отвращают людей от Бога.

Вот почему так мало среди жителей ершичского района церковных людей, и дело здесь не только в десятилетиях советского атеизма. После обращения к гадалкам или «целителям» у людей возникает боязнь Церкви и всего, что с ней связано. Иногда эта боязнь выливается во вражду к Церкви.

Чтобы избавится от последствий этого греха, необходимо принести покаяние.

Источник: http://simeon.cerkov.ru/2008/01/02/svyashhennik-aleksandr-korzhakov-otvecha/

Отпевание некрещеного

«Когда Панин погиб, один священник из нашего собора сказал: «Так страшно с такими последними словами идти на тот свет». Я согласился», — пишет в своем блоге руководитель сектора по работе с семьей Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Константин Пархоменко.

По его словам, тем более невероятным была новость об отпевании актера, прочитанная им вскоре.

Прокомментировал он эту новость следующими словами: «Какое отпевание? Некрещеного человека, который открыто высказывал антихристианские мысли? Как относиться к этому?..

Может быть, Панин покаялся и крестился в период с последнего интервью? Но тогда почему мы об этом не знаем? Нужно во всеуслышание об этом заявить и тем самым снять вопросы и недоумения, которые возникают у всякого церковного человека, который слышит об отпевании некрещеного атеиста».

Может быть, высказал далее мнение о.

Константин, «священник храма, согласившись на такое отпевание, просто совершил такой жест любви и милосердия?» «И так, дескать, Церковь все вокруг ругают, а тут мы своим консерватизмом будем давать новые поводы для обвинений в немилосердии.

Но это странный жест, который противоречит не только канонам, а и всей логике веры: сам человек не хотел быть христианином, что же мы, пользуясь тем, что он теперь никак не может выразить свое мнение, насильно его воцерковлять будем?..» — задается вопросом священник.

«А может быть с просьбой об отпевании обратились родные и друзья? И это сделано для их утешения? Но ведь священнослужители должны понимать, что есть какие-то принципиальные канонические барьеры, которые мы не может нарушать… Тут, мне кажется, твердая церковная позиция была бы более верной», — добавил отец Константин.

По его словам, «вся эта история очень странна», и священник предложил посетителям его блога высказать свое мнение на сей счет. «Стоит отпевать некрещенного атеиста? Может быть, Церкви не нужно стоять на старых канонах, а для пользы миссии в современном мире стоит распахнуть объятия даже таким неразумным чадам Отца Небесного?» — такие вопросы задал священник форумчанам.

После этого отец Константин получил множество откликов. Люди высказывали разные суждения. Итог дискуссии подвел отец Константин.

«Ваши ответы обнаружили, даже выражусь резче, обнажили, духовно-религиозные установки нашего общества. Причем верующей и думающей его части. И все это наводит на некоторые размышления», — отметил священник.

Он признался, что пошел на некоторую провокацию, предлагая поразмышлять, как нужно поступать в этой ситуации. «Для меня поступать следует однозначно: никакого отпевания некрещеного. Это просто смешно приводить какие-то доводы в пользу такого крещения.

Давайте тогда вообще Церковь отменим и скажем, что все люди, вне зависимости от их жизненной установки, — христиане по умолчанию.

Давайте и причащать их будем, и другие Таинства совершать… Какое тогда имеет значение наше Крещение и наша вера, если ко всем, даже к атеистам, можно, а то и нужно выйти с Евхаристической чашей в руках? Зачем катехизировать, проводить миссию? И так можно за всех помолиться… А как верит человек — какая разница, Бог рассудит», — отметил протоиерей.

Также отец Константин признался, что «был поражен, что многие люди почему-то встали в оппозицию поведения священнослужителей (которые, допустим, могли отпевать Андрея Панина)». «Главное, не разобрались, было ли отпевание, или это утка СМИ, не разобрались в причинах таких действий священников и что это были за действия, а сразу начали осуждать.

Я уверен, что если отпевание могло совершиться, то только потому, что священник не знал о том, крещен Панин или нет, или потому, что родственники уверили, что был крещен, или что-то другое. Но уверяю вас, друзья, никакой священник не стал бы брать грех на душу, отпевая некрещеного.

(Я мог бы предположить, что частно, секретно, какой-то беспринципный священник, мог бы это сделать — история знает подобные случаи — но в городском храме при всеобщей огласке, за официальное пожертвование, которое вносится в кассу (в Москве это 3-5 тыс. рублей)… просто смешно об этом говорить. То есть, священник в принципе не мог бы быть виноватым.

Читайте также:  Как посещать кладбище в первый год после смерти.

И тем более мне грустно, что так много людей уже готово обвинить, навесить ярлык, обличить…», — добавил протоиерей Константин.

Также он заявил, что его удивило, когда многие форумчане начали приводить примеры других людей (самоубийц, грешников и др.). «Дорогие мои: вы приводили фамилии крещеных людей! Крещеный человек может очень сильно сбиться с пути. Но все же Церковь в каком-то смысле его считает своим.

А некрещенный человек вообще не имеет к Церкви никакого отношения. Поэтому не надо в нашей ситуации говорить: «Церковь должна быть милосердна к грешникам» или что-то другое. Речь у нас о другом: мы говорим о человеке, вообще не имеющем к Церкви отношения», — продолжил священник.

Также он прокомментировал предположение, что «священник мог не знать об атеистическом интервью Панина». «Это не работает, потому что о всяком, кого хотят отпеть, в храме справляются: был ли человек верующим, крещеным и проч. Тем более, если речь идет о знаменитости.

То есть, священник не просто пришел, скажем, в 15.00 и приступил к отпеванию некоего раба Божия Андрея, а знал об этом заранее, как минимум за двое суток и мог кое о чем подумать и разузнать.

Если священник сам не читал интервью (хотя оно было перепечатано некоторыми христианскими сайтами), несомненно, его бы оповестили помощники (диаконы, чтецы, другие церковнослужители).

И не забывайте, что все это произошло не в деревеньке Архангельской области, а в граде Москве, где священники все же ориентируются в происходящем в обществе, в том, что пишут в Интернете и проч.», — заявил отец Константин.

В заключение он заявил, что его «огорчила религиозная размытость представлений некоторых наших читателей». «Также огорчил тон многих сообщений (а какие-то пришлось удалить, потому, что пошли обвинения и ругань). Порадовала искренность и горячность многих людей, высказавших свое мнение», — отметил священник.

Посмотрев видео с похорон Панина, отец Константин отметил, что «то, что мы видим (из размещенного), не дает оснований думать, что было отпевание». «Может быть, священнослужители вышли и благословили гроб с телом покойного, спели ему Вечную память.

Но самого чина, как мне кажется, не было, иначе чем объяснить такую странную скудость видеосюжетов?.. Да, и еще привлекает внимание крест на могиле актера. Скорее всего, родственники и друзья постарались.

Может быть, они и дезинформировали батюшек о вере Панина? Или все же Андрей Панин принял перед смертью крещение? Или интервью он давал в сильном подпитии?» — задается вопросом отец Константин.

Источник: http://www.skudelnica.ru/otpevanie-nekreshhenogo/

Протоиерей Алексий Матюшин: «Отпевание не является условием спасения души»

Любые дела, от самых, казалось бы, незначительных до более важных, христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением.

Когда мы просыпаемся, отходим ко сну, садимся за трапезу, мы читаем молитвы; когда мы рождаем ребенка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь, когда женимся – совершаем таинство венчания и так далее. Тем более, когда наш близкий человек умирает, мы усиленно за него молимся.

Мы не знаем, раскаялся ли человек в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чем-то важном. И поэтому просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.

Душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир, и проводить ее туда, дать “последнее целование”, нужно достойно. Таинство смерти, как часто его называют, сопровождается особым молитвенным чином – и отпевание является самым важным и, можно сказать, торжественным моментом при погребении тела человека.

Отпевание – это то, что приносит пользу душе усопшего. Эту пользу не принесут ни, скажем, минута молчания, какие-то особенные ритуальные принадлежности – венки, цветы и прочее, потому что это что-то упрощенное, а бывает и показное. Отпевая же усопшего, мы, действительно, совершаем для него благое дело.

Кроме того, чин отпевания полезен и для нас.

Мы и понимаем, что смерть – это начало вечной жизни, но если Сам Господь плакал, когда его друг Лазарь умер, как не плакать и нам? Ведь случается, что мы хороним не только людей, умирающих от старости, но и детей, супругов, друзей, что кажется нам противоестественным, несправедливым и прочее. Молитвы, которые поются во время отпевания, являются утешением для человека, который находится в скорби.

Еще, совершая отпевание, мы соприкасаемся с вечностью, представляем себя лежащими во гробе, думаем о том, как мы пойдем на Суд к Богу.

Бывает, например, что некоторые девушки рассуждают так: я буду, грешить, а потом, как Мария Египетская, покаюсь. Конечно, такая точка зрения недопустима, но, кроме того, мы можем попросту не успеть.

Поэтому отпевание назидательно: оно напоминает нам, что нужно быть христианами.

Зачем отпевать усопших?

Молясь за человека, мы верим, что Господь услышит наши молитвы. Тем более, что Сам Иисус Христос сказал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Поэтому мы надеемся, что когда мы соборно молимся на отпевании о прощении человеку грехов “вольных и невольных”, поем “Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего”, Господь пребывает посреди нас.

Важно понимать, что отпевание – это звено в большой цепи духовного делания, которое нам необходимо совершить за наших умерших, любимых людей.

Поэтому недостаточно просто прийти на отпевание, постоять с угрюмым лицом и с гвоздиками в руках и снова начать заниматься своими житейскими делами. Все начинается с приуготовления человека к таинству смерти – с причастия умирающего Святых Христовых Таин (если это возможно).

Дальше, когда человек умирает, читается канон на исход души – чтобы душа человека укрепилась в такой трепетный час. Перед отпеванием в храме совершается панихида – краткое молитвословие за умершаго. И вот наступает сам чин отпевания – самый важный чин молитв.

Опять же, этим ничего не кончается: впереди у нас 40 дней очень важных молитвословий за человека, чтения псалтири дома и молитв на Божественной Литургии.

Дает ли отпевание гарантии, что душа попадет в Рай?

Естьсемь церковных таинств – это таинства Крещения и Миропомазания, таинство Покаяния (исповедь), таинство Причащения (Евхаристия), таинство брака, таинство Елеосвящения (Соборование), таинство священства (хиротония).

После совершения таинства Крещения, например, мы можем утверждать, что человек стал христианином, что он теперь – часть Церкви, после хиротонии мы можем утверждать, что человек стал священником и так далее. Таинство всегда что-то гарантирует.

Отпевание же не является церковным таинством: это особый чин или молитвословие, и мы не можем быть уверены в том, что человек непременно попадает в рай.

Это должно подтолкнуть нас к тому, чтобы не делать одной рукой добрые, а другой грешные дела.

Человек может заниматься восстановлением храма, и, в то же время, вести распутную жизнь – но после смерти и похорон со всеми почестями, вероятнее всего случится как в одной притче, когда ангел не впустил богача в рай, вернув ему все деньги, которые он жертвовал на храмы.

Поэтому пользоваться тем, что ты помогаешь Церкви, бессмысленно. Это относится ко всем, не только к тем, кто жертвует средства. Говорят, например, что мыть пол в храме – большая благодать. Но нужно понимать, что только это уборщицу не спасет. Купить билет в Царствие Небесное нельзя.

Может ли душа попасть в Рай без отпевания?

Конечно. Отпевание не является условием спасения души. Некоторые монахи, например, относились с величайшим пренебрежением к своей персоне: завещали бросить свое тело в ров, в помойную яму, чтобы бездомные собаки съели их кости и так далее.

Можно также вспомнить праведного отрока Артемия Веркольского, которого убила молния, и односельчане, посчитав такую смерть карой небесной, даже не стали его хоронить и просто прикрыли хворостом. А спустя 28 лет обнаружили, что его тело нетленно.

Но не нужно воспринимать отпевание как неважное действо, потому что для умершего человека это главный подарок, который мы можем ему преподнести.

В наше время мы сталкиваемся с тем, что люди не хотят отпевать усопшего, так как это связано с немалыми затратами на транспорт и прочее.

И если бедной старушке, которая все последние годы жила, молясь и мечтая скорее отойти ко Господу, ничего не будет от того, что ее не отпоют, то, конечно, для ее родственников, пожелавших сэкономить, это может стать тяжким грехом.

Как отпеть после похорон?

Можно, но только в исключительных случаях. Скажем, матрос погиб на корабле, и его тело было опущено в море, или солдат погиб на войне, и его похоронили ближайшем месте – в таких случаях усопших отпевают после похорон.

Возможно также, что в связи с историческими событиями, наши родители, бабушки или дедушки были похоронены не надлежащим христианину образом – тогда тоже можно объяснить священнику ситуацию и совершить чин отпевания – в Церкви или на кладбище.

Однако если родственники собираются назначить отпевание после похорон из-за удобства – это, конечно, неправильно.

Где получить разрешение на отпевание?

Разрешение на отпевание берется, если вопрос о том, можно ли отпевать человека или нельзя, спорный. Например, если речь идет о самоубийстве. Приходской священник не в праве сам решать, отпевать ему в таких случаях или нет.

Такие вопросы решает архиерей.

Скажем, если самоубийство было совершено в состоянии психического расстройства – то нужно обратиться в епархиальное управление, чтобы архиерей дал свое благословение и объяснил, как дальше молиться за усопшего.

Кого нельзя отпевать в церкви?

Мы не можем отпевать людей, которые сознательно не приняли крещение – потому что они не были частью Церкви.

Нужно иметь это в виду и, если есть возможность, стараться беседовать со своими некрещеными родственниками и близкими людьми и пытаться способствовать их крещению – хотя бы чтобы совесть была спокойна, что мы были рядом и сделали все что, от нас зависело. А дальше все зависит от свободной воли самого человека.

Так же мы не можем отпевать людей, которые пошли на самоубийство, и людей, которые жили как явные безбожники.

Но и за них можно молиться, чтобы Господь простил им тяжкие грехи. Потому что у Бога обителей много. Мы можем молиться за них келейно (дома), можем молиться про себя в храме.

Можно ли отпевать наркоманов?

Наверняка, люди, которые страдают наркотической или алкогольной зависимостью, сознательно на это пошли. Но важно понимать, что задача Церкви – не погубить, а, по возможности, оправдать человека. И такие люди не относятся к тем, кого Церкви отпевать запрещается.

Как вести себя на отпевании?

Если человек не знаком с церковными службами, то чаще всего, приходя на отпевание, он становятся лицом не к алтарю, а ко гробу, и всю службу не сводит глаз с усопшего. Это, конечно, неправильно. К сожалению, такая история повторяется из раза в раз – хотя сложно чего-то требовать от человека в тяжелый для него момент.

Но все же отпевание – это молитвословие, которое совершается в храме, и поэтому пришедшие должны молиться за усопшего, прислушиваться к словам священника и хора и пытаться вникнуть в них.

Что надеть на отпевание?

Читайте также:  Традиции на следующий день после похорон и что нельзя делать?

Священнослужители надевают белые облачения, когда крестят и отпевают – потому что оба эти события являются важнейшими в жизни человека, большими праздниками. Когда человек умирает, он переходит в жизнь вечную, он видит свет, и этот свет – Христос. Поэтому мы, как жены-мироносицы, которые в белых одеждах шли ко гробу Господа, тоже надеваем белые облачения.

А черный цвет – не богослужебный: даже постовые облачения священников выделяются бело-серебряной вышивкой.

Приходящие на отпевание, как правило, надевают черные траурные одежды, хотя это не относится к христианской традиции.

Однако не так просто уйти от светских правил в современном мире: во-первых, чаще всего смерть близких людей воспринимается нами как трагедия, а не как праздник, а во-вторых, если все придут на отпевание в черном, а один человек придет в светлом, он может стать причиной для негодований и осуждений.

Материал сайта журнала «Фома». Подготовила Дарья Баринова

Пресс-служба Восточного викариатства

Источник: http://vostokvk.ru/index.php/component/k2/protoierej-aleksij-matyushin-otpevanie-ne-yavlyaetsya-usloviem-spaseniya-dushi.html

№6 ПРАВОСЛАВНОЕ ОТПЕВАНИЕ

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Если даже мы думаем, что кто-то уже мертв, для Бога он жив»

/Лк.20:38/

Что называется отпеванием?
Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир.

Отпевание – это народное  название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное».

Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь.

Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать. И тогда отпевание приносит покойному духовную помощь.

Есть ли разница между отпеванием, панихидой и литией?
Панихида — это заупокойное молитвословие об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения. Лития – это заключительная часть отпевания. Она может совершаться на кладбище в памятные дни и мирянами.

Является ли отпевание «пропуском в рай»?
Это не правильное, скорее магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит.

Во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания на мытарствах от демонов, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей.

Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону еще при своей земной жизни. Молитвы, произносимые во время отпевания , очень помогают душе, утешают  ее.

Но ни в коем случае нельзя думать , что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии в память об усопшем.

Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Не отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, а Таинство Исповеди, в котором он успел покаяться.

Поэтому надо вовремя приглашать священника к тяжелобольному для совершения над ним Таинств Соборования, Исповеди и Причастия. Но многие родственники, по своему невежеству, боятся этим напугать умирающего. И совершают этим духовное преступление! Так как смерть всё равно приходит. А их близкий уходит нераскаянным в иное бытие с грузом тяжких грехов, за которые будет нести суровое наказание.

Кому может быть отказано в отпевании?
Священник может отказать в отпевании тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или просил в завещании не отпевать его.

Можно ли отпевать самоубийц? Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров.

Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении при условии, что он при жизни не был безбожником и богохульником.

Почему священники отказываются отпевать неверующих?
Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не верил в Бога и не хотел ходить в Церковь. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими,  а,  может,  даже был их гонителем.

Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал встречи с Ним. Только представьте, что происходит с душой человека , которую насильно толкают к Богу, в то время как она сама отторгается от Него, не признает Его, мучается этим, страдая при этом еще больше! Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни.

Что близкие могут сделать для душ родственников , которые умерли неверующими?
Ради грешной души близкого человека (а все мы грешные), мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом.

При этом надо помнить о том, что земное начальство не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

При этом, мы поможем и самим себе в деле укрепления своей веры, качество которой определит и нашу посмертную жизнь в вечности.

Что надо делать во время отпевания?
Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться.

Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном близком человеке. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать  то, о чем читаешь – это первое. Второе – это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней.

А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например , утром Псалтирь, а вечером Акафист. Читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. При этом, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего.

Именно это, а не выворачивающие душу проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.

Где может происходить отпевание?
Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома.

Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня.

И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь.

Как проходит отпевание? У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины.

Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе.

Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением Крестного знамения и Ангелов. В конце отпевания , по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным.

Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Что означает венчик на голове покойного?
Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми грехами, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

Существует ли заочное отпевание?
Раньше вообще не было такого понятия как «заочного отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия, эпидемии чумы, холеры и другие обстоятельства, при которых люди погибали в огромных количествах. Их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания.

Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же «заочное отпевание» встречается неоправданно часто. И говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень привезти покойного в храм, или же батюшку привезти на место погребения или домой.

Если человек любит своего близкого и хочет по-христиански его похоронить , то нужно это делать по традиционным правилам Церкви.

Может ли душа попасть на Небеса без отпевания?
В первые столетия христианства этого чинопоследования вообще не существовало. И именно в те времена жило огромное количество подвижников веры, святых людей, отцов Церкви.

Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом. А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая ко львам на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И тогда было не до отпеваний.

Давайте вспомним и русских новомучеников ХХ века, которых богоборческая власть расстреливали сотнями и тысячами. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является обязательным.

Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в Церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.

Почему облачения священников так резко контрастируют с траурной одеждой скорбящих близких умершего?
В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение.

Если крещение — это духовное рождение во Христе, то отпевание — это рождение души для Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими  этапами жизни человека и большими праздниками.

Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.

Что означают свечи , которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?
Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи.

Почему? Потому что свет — символ радости , свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него.

И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом… И вселяют в наши сердца надежду на воскресение каждого из нас – в день Страшного Суда.

Источник: http://toksovo-sobor.ru/6-pravoslavnoe-otpevanie/

Ссылка на основную публикацию